Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока icon

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока



НазваниеКонспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока
Дата конвертации19.12.2013
Размер56.92 Kb.
ТипКонспект
источник
1. /Бебнева И.Ф .Сложные слова в 3 классе.docКонспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока


План-конспект

открытого урока русского языка

в 3 классе (Школа-2100) по теме:

«Сложные слова –

имена существительные и имена прилагательные,

их использование в речи»


Цели урока:

1) Обучающие:

  • формировать умение правильно писать и употреблять в речи сложные слова – имена существительные и имена прилагательные;

  • повторить и углубить знания учащихся по орфографии, образованию сложных слов;

2) Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;

  • совершенствовать словарь учащихся;

  • способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно- следственные связи;

3) Воспитывающие:

  • воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову, умение чувствовать и понимать его лексические оттенки;

  • воспитывать умение свободно выражать мысли и чувства, пользоваться современными понятиями;

  • способствовать формированию бережного отношения к природе;

  • воспитывать интерес к учению, языку, устному народному творчеству.



Оборудование: классная доска, наглядность (грибы, животные, пословицы, опора-схема сложного слова, словарные слова, лукошко с грибами), учебник, тетрадь, уголок Деда-Краеведа


Ход урока:

1. Вводная часть.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.


2. Словарно-орфографическая работа.

1. Расшифруйте новое словарное слово. В каждом слове выделите букву, являющейся в нём орфограммой.

Щепка, чудо, местный, земля,

лукошко, берёза, ярус, крот, гриб, шишка, дерево

2. "Путешествие" (на доске – в словарь)

Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, выделите безударную гласную.

3. Аукцион.

Что можете сказать о слове “путешествие”?

(Ответы детей: отвечает на вопрос ЧТО?, пять слогов, сложное, состоит из двух корней: путь + шествовать и т.д.)

Словарь: путешествие - передвижение пешком или на разных видах транспорта, для отдыха и ознакомления с новой местностью.

- Составьте устно предложение с новым словарным словом.

А на Руси говорили: «На людей посмотреть и себя показать. Одному ехать – и дорога долга».

- Сейчас вместе совершим путешествие в тайны слов.

На доске слова: ромухом, рысожека, синовиок, шкогришиб. (наглядность)

Запишите эти слова-анаграммы.

Мухомор, сыроежка, шишкогриб, осиновик.

-Какое слово лишнее? Почему?

Мухомор – ядовитый

Сыроежка – едят сырым

Шишкогриб – Красная книга

Осиновик белый – не сложное слово

- Выделите корень в сложных словах. Докажите, что они сложные (повторение правила).

Вывесить схему сложного слова.

- На какой вопрос отвечают все слова? (что?)Вывесить!

А на Руси говорили:

Иди в лес по грибы с хорошим грибознатцем - с ним и лукошко будет полным. (наглядность)

- Почему так говорят?


- Кого можно назвать грибознатцем? (человек, который знает, где растут грибы, какие грибы съедобные, а какие – ядовитые)
- Какое по составу это слово – «грибознаток»? (сложное слово состоит из двух корней гриб и знать).

-Можно ли назвать его любознательным?

-О ком говорят «любознательный»?


Физминутка. Если слово сложное – 2 раза попрыгать.

А если с одним корнем – присесть.

(пылинка, пылесос, летательный, вертолёт, синеглазый, синеватый, экскурсовод, экскурсия, водолаз, водоплавающий, плавательный, лесник, лесозаготовка, жизнелюб, любоваться)


3. Формулирование темы и цели урока.

Путешествие продолжается.

1.-Прочитайте слова в столбиках. Надпишите вопрос, на который они отвечают.


Тугодум высокомерный

Рифмоплёт любознательный

Книголюб жизнерадостный

- О ком говорят, употребляя в речи слова? (О человеке, о его чертах характера).

- Сегодня мы будем говорить о сложных словах, которые обозначают внешние черты человека или животного и черты характера.


2. Работа по теме урока с использованием здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного.

1. Внимание! Найдите в классе животное и запишите слова со следующими значениями.

  • лентяй, тот, кто много лежит на боку - лежебока (олень)

  • тот, кто много пьёт - водохлёб (муравей)

  • любитель сладкого – сладкоежка (петух)

  • тот, кто мало ест – малоежка ( лев)

  • так называют человека, который говорит пустое – пустомеля (ёж)

  • так называют человека, который говорит ерунду, пустое – пустослов (орёл)

  • так называют человека, который болтает вздор – пустозвон (заяц)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (КТО?)Вывесить!

- Что общего у всех этих слов? (Они сложные, характеризуют человека, имеют в своём значении отрицательный оттенок, употребляются в разговорной речи).

- Близкие или разные по смыслу слова пустомеля, пустослов, пустозвон? (Эти слова близки по смыслу, так как называют человека, который болтает вздор, пустяки, говорит ерунду, пустое).

- А в каком слове есть целых 4 орфограммы? (сладкоежка).

- Какой закон русского языка вы наблюдаете? (Чередование согласных в корнях -ед-, -еж-).

- Вспомните, какое сложное слово имеет корень -еж-? (сыроежка)

- Как характеризуют эти слова людей: с положительной или отрицательной стороны?

Вывод: сложные слова используются в речи для характеристики людей.


3. Упражнения в правописании сложных слов, которые называют черты характера человека.

Упражнение 137.

- Прочитайте слова. Объясните значение этих слов.

Самолюбивый, трудолюбивый, слабовольный, тугодум, сердобольный, свободолюбивый, милосердный, добродушный, благородный, великодушный, властолюбивый.

- На какой вопрос отвечают эти слова? (КАКОЙ?) Вывесить!

- Мы часто используем сложные слова, описывая чью-либо внешность. Назовите такие слова. (Голубоглазый, широкоплечий, краснощёкий и др.)

- Вспомните, как называется литературный приём, когда человеческими качествами наделяются неживые объекты и животные? (Олицетворение)

-Закройте учебник.

Игра «Словесное лото» (на доске)

Задание: составьте и запишите словосочетания, наделив животного подходящей чертой характера. Вставьте пропущенные орфограммы.


Труд_любивый олень

Свобод_любивый петух

Добр_душный муравей

Благ_родный заяц

Власт_любивый хомяк

Слаб_вольный лев

Сам_любивый орёл

ПРОВЕРКА. Зачитайте получившиеся словосочетания. Почему вставили соединительную гласную О? (После твёрдого согласного пишется О)

- Какие из этих черт характера тебя привлекают?

-А на Руси говорили:

Кривой не беда, а горе криводушный. Как понимаете?

4. Беседа о сложных словах (Индивидуальное задание).

-Слово курносый первоначально было сложным. В старину существовало слово корный, т.е. короткий (сравните: обкорнать – обрезать, укоротить, корноухий – короткоухий). Затем один слог но выпал, после чего стали говорить корносый и, наконец, курносый. Отсюда и образовалось слово курносый.

-Кто хочет получить задание от Деда-Краеведа? Подойдите к уголку.

Задание*: устно опишите внешность вашего друга или подруги, используя сложные слова для описания. Имени не называйте, по вашему описанию мы должны догадаться, о ком идёт речь.


5. Домашнее задание: описать внешность любого животного с использованием сложных слов.


6. Подведение итогов урока. Рефлексия (наглядность – лукошко)

-Посмотрим, что мы сегодня в нашем лукошке.

- О каких секретах русского языка мы сегодня узнали? (Сложные слова могут обозначать внешние, портретные черты человека или животного и черты его характера. Сложные слова могут отвечать на вопрос кто? или что? и какой?).

- Я благодарю вас за работу на уроке.

(Благодарить – дарить благо, добро)

А на Руси говорили:

Делать добро поспешай.


Давайте делать добро и дарить благо друг другу.














Похожие:

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока iconУрок русского языка во 2 классе Тема. Имя прилагательное
Цели: ответить на вопрос урока: Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока iconИмя прилагательное. Повторение изученного в 5-м классе Цели урока: Проверить знания учащихся по теме «Имя прилагательное»
Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формировать умения использовать в речи имена прилагательные
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока iconУрок русского языка в 4 классе аВтор: Коваль Мария Сергеевна, учитель 1 категории мобу «Сузановская сош»
Тема: Склоняются ли имена существительны и имена прилагательные во множественном числе?
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна». Тип урока по форме : урок развития речи
Работа над обогащением синтаксического строя речи учащихся, предупреждение ошибок
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока iconКонспект урока имя существительное (Тема урока) фио (полностью) Гончарова Лариса Владимировна
Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. Вы назвали имена существительные. Кстати, почему они называются...
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока iconТема: Имена существительные
Одному ученику дали задание выписать из текста имена существительные собственные, а другому выписать имена существительные, которые...
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока iconТема: "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа" Мотивация: знакомство с немногочисленной группой слов в русском языке. Цели: знать: имена существительные, имеющие форму только множественного числа; уметь
Обеспечение урока: тетради, ручки, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), предметы (для «магазина»),...
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока iconКонспект открытого урока рахимовой Л. А. учителя немецкого языка высшей квалификационной категории Тема урока: «Weihnachten /Рождество» цели
Практическая цель: дальнейшее развитие навыков и умений устной речи, чтения, аудирования по теме «Рождество»
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока iconКонспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация
Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока iconКонспект урока русского языка в 10-ом классе по теме «современные заимствования в профессиональной лексике»
Отличительные особенности данного урока: использование электронной презентации, выход в Интернет для получения информации, работа...
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока iconТема урока «Часть речи: имя прилагательное»
Учить классифицировать имена прилагательные, видеть связь между прилагательным и существительным
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы