|
План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе (Школа-2100) по теме: «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи» Цели урока: 1) Обучающие:
2) Развивающие:
3) Воспитывающие:
Оборудование: классная доска, наглядность (грибы, животные, пословицы, опора-схема сложного слова, словарные слова, лукошко с грибами), учебник, тетрадь, уголок Деда-Краеведа Ход урока: 1. Вводная часть. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. 2. Словарно-орфографическая работа. 1. Расшифруйте новое словарное слово. В каждом слове выделите букву, являющейся в нём орфограммой. Щепка, чудо, местный, земля, лукошко, берёза, ярус, крот, гриб, шишка, дерево 2. "Путешествие" (на доске – в словарь) Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, выделите безударную гласную. 3. Аукцион. Что можете сказать о слове “путешествие”? (Ответы детей: отвечает на вопрос ЧТО?, пять слогов, сложное, состоит из двух корней: путь + шествовать и т.д.) Словарь: путешествие - передвижение пешком или на разных видах транспорта, для отдыха и ознакомления с новой местностью. - Составьте устно предложение с новым словарным словом. А на Руси говорили: «На людей посмотреть и себя показать. Одному ехать – и дорога долга». - Сейчас вместе совершим путешествие в тайны слов. На доске слова: ромухом, рысожека, синовиок, шкогришиб. (наглядность) Запишите эти слова-анаграммы. Мухомор, сыроежка, шишкогриб, осиновик. -Какое слово лишнее? Почему? Мухомор – ядовитый Сыроежка – едят сырым Шишкогриб – Красная книга Осиновик белый – не сложное слово - Выделите корень в сложных словах. Докажите, что они сложные (повторение правила). Вывесить схему сложного слова. - На какой вопрос отвечают все слова? (что?)Вывесить! А на Руси говорили: Иди в лес по грибы с хорошим грибознатцем - с ним и лукошко будет полным. (наглядность) - Почему так говорят? - Кого можно назвать грибознатцем? (человек, который знает, где растут грибы, какие грибы съедобные, а какие – ядовитые) - Какое по составу это слово – «грибознаток»? (сложное слово состоит из двух корней гриб и знать). -Можно ли назвать его любознательным? -О ком говорят «любознательный»? Физминутка. Если слово сложное – 2 раза попрыгать. А если с одним корнем – присесть. (пылинка, пылесос, летательный, вертолёт, синеглазый, синеватый, экскурсовод, экскурсия, водолаз, водоплавающий, плавательный, лесник, лесозаготовка, жизнелюб, любоваться) 3. Формулирование темы и цели урока. Путешествие продолжается. 1.-Прочитайте слова в столбиках. Надпишите вопрос, на который они отвечают. Тугодум высокомерный Рифмоплёт любознательный Книголюб жизнерадостный - О ком говорят, употребляя в речи слова? (О человеке, о его чертах характера). - Сегодня мы будем говорить о сложных словах, которые обозначают внешние черты человека или животного и черты характера. 2. Работа по теме урока с использованием здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного. 1. Внимание! Найдите в классе животное и запишите слова со следующими значениями.
- На какой вопрос отвечают эти слова? (КТО?)Вывесить! - Что общего у всех этих слов? (Они сложные, характеризуют человека, имеют в своём значении отрицательный оттенок, употребляются в разговорной речи). - Близкие или разные по смыслу слова пустомеля, пустослов, пустозвон? (Эти слова близки по смыслу, так как называют человека, который болтает вздор, пустяки, говорит ерунду, пустое). - А в каком слове есть целых 4 орфограммы? (сладкоежка). - Какой закон русского языка вы наблюдаете? (Чередование согласных в корнях -ед-, -еж-). - Вспомните, какое сложное слово имеет корень -еж-? (сыроежка) - Как характеризуют эти слова людей: с положительной или отрицательной стороны? Вывод: сложные слова используются в речи для характеристики людей. 3. Упражнения в правописании сложных слов, которые называют черты характера человека. Упражнение 137. - Прочитайте слова. Объясните значение этих слов. Самолюбивый, трудолюбивый, слабовольный, тугодум, сердобольный, свободолюбивый, милосердный, добродушный, благородный, великодушный, властолюбивый. - На какой вопрос отвечают эти слова? (КАКОЙ?) Вывесить! - Мы часто используем сложные слова, описывая чью-либо внешность. Назовите такие слова. (Голубоглазый, широкоплечий, краснощёкий и др.) - Вспомните, как называется литературный приём, когда человеческими качествами наделяются неживые объекты и животные? (Олицетворение) -Закройте учебник. Игра «Словесное лото» (на доске) Задание: составьте и запишите словосочетания, наделив животного подходящей чертой характера. Вставьте пропущенные орфограммы. Т ![]() ![]() С ![]() ![]() Добр_душный муравей Б ![]() Власт_любивый хомяк С ![]() Сам_любивый орёл П ![]() - Какие из этих черт характера тебя привлекают? -А на Руси говорили: Кривой не беда, а горе криводушный. Как понимаете? 4. Беседа о сложных словах (Индивидуальное задание). -Слово курносый первоначально было сложным. В старину существовало слово корный, т.е. короткий (сравните: обкорнать – обрезать, укоротить, корноухий – короткоухий). Затем один слог но выпал, после чего стали говорить корносый и, наконец, курносый. Отсюда и образовалось слово курносый. -Кто хочет получить задание от Деда-Краеведа? Подойдите к уголку. Задание*: устно опишите внешность вашего друга или подруги, используя сложные слова для описания. Имени не называйте, по вашему описанию мы должны догадаться, о ком идёт речь. 5. Домашнее задание: описать внешность любого животного с использованием сложных слов. 6. Подведение итогов урока. Рефлексия (наглядность – лукошко) -Посмотрим, что мы сегодня в нашем лукошке. - О каких секретах русского языка мы сегодня узнали? (Сложные слова могут обозначать внешние, портретные черты человека или животного и черты его характера. Сложные слова могут отвечать на вопрос кто? или что? и какой?). - Я благодарю вас за работу на уроке. (Благодарить – дарить благо, добро) А на Руси говорили: Делать добро поспешай. Давайте делать добро и дарить благо друг другу. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | Урок русского языка во 2 классе Тема. Имя прилагательное Цели: ответить на вопрос урока: Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? | ![]() | Имя прилагательное. Повторение изученного в 5-м классе Цели урока: Проверить знания учащихся по теме «Имя прилагательное» Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формировать умения использовать в речи имена прилагательные |
![]() | Урок русского языка в 4 классе аВтор: Коваль Мария Сергеевна, учитель 1 категории мобу «Сузановская сош» Тема: Склоняются ли имена существительны и имена прилагательные во множественном числе? | ![]() | Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна». Тип урока по форме : урок развития речи Работа над обогащением синтаксического строя речи учащихся, предупреждение ошибок |
![]() | Конспект урока имя существительное (Тема урока) фио (полностью) Гончарова Лариса Владимировна Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. Вы назвали имена существительные. Кстати, почему они называются... | ![]() | Тема: Имена существительные Одному ученику дали задание выписать из текста имена существительные собственные, а другому выписать имена существительные, которые... |
![]() | Тема: "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа" Мотивация: знакомство с немногочисленной группой слов в русском языке. Цели: знать: имена существительные, имеющие форму только множественного числа; уметь Обеспечение урока: тетради, ручки, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), предметы (для «магазина»),... | ![]() | Конспект открытого урока рахимовой Л. А. учителя немецкого языка высшей квалификационной категории Тема урока: «Weihnachten /Рождество» цели Практическая цель: дальнейшее развитие навыков и умений устной речи, чтения, аудирования по теме «Рождество» |
![]() | Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи | ![]() | Конспект урока русского языка в 10-ом классе по теме «современные заимствования в профессиональной лексике» Отличительные особенности данного урока: использование электронной презентации, выход в Интернет для получения информации, работа... |
![]() | Тема урока «Часть речи: имя прилагательное» Учить классифицировать имена прилагательные, видеть связь между прилагательным и существительным |