Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель icon

Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель



НазваниеГипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель
Дата конвертации20.09.2013
Размер115.95 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Зимующие птицы 2003.doc
2. /Зимующие птицы, начало, 2003.doc
3. /Приложения к проекту, 2003.doc
4. /Статья Зимняя столовая в Орлово.doc
Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель
Учащихся 5-8 классов «Я исследователь» Направление: экология зимующие птицы родного края
Приложение

Введение


Многие птицы улетают от нас на зиму в теплые края. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Франции, Италии и Англии. И лишь относительно небольшое число видов птиц смогло приспособиться к обитанию в экстремально-холодных условиях севера.

Мы задались вопросом: все ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлет большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:

  1. Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям.

Перед собой я поставил цель - развивать познавательную активность через изучение образа жизни и поведения птиц зимой, проведение исследовательской работы в группе.

Далее определил задачи проекта:

1. Изучение дополнительной литературы и определение птиц, зимующих в нашем поселении;

2. Проведение наблюдений за поведением и питанием зимующих птиц; анализ и обобщение результатов;

3. Проведение исследований, анкетирование одноклассников и других учащихся школы.

4. Получение информации из книг, журналов, словарей, электронной энциклопедии, Интернет-ресурсов и проанализировать результаты;

5. Воспитание позитивного эмоционального отношения к окружающему миру через заботу о птицах и бережное отношение к природе.

Объектом моего исследования являются зимующие птицы нашего поселения, предметом исследования - поведение птиц зимой;

Для реализации проекта я использовал следующие методы исследования:

  • анкетирование;

  • анализ данных;

  • моделирование данных в виде таблиц, диаграмм;

  • анализ дополнительной литературы.

При работе над проектом я провел исследовательскую работу по темам:

1. Зимующие птицы нашего поселения; изготовление кормушек; что едят наши пернатые друзья? птицы в народном творчестве (загадки);

2. Наблюдение за птицами. Календарь наблюдений. Интересное из жизни птиц.

3. Итоговая работа учащихся – презентация итогов работы, коллективный рисунок учащихся «На кормушке», сочинения учащихся на тему «Моя кормушка», «Как я начал наблюдать за птицами», книжка-раскладушка «Зимующие птицы родного края», буклет «С любовью к природе».

Далее я выделил этапы работы над проектом:

1. Теоретический.

Задачи: получить из дополнительной литературы знания о зимующих птицах, чем питаются птицы зимой, как они приспосабливаются к зимним условиям.

2. Практический.

Задачи: изучить, какие птицы остаются зимовать в нашем поселении, сделать кормушки для птиц; следить за тем, чтобы в кормушке постоянно был корм; провести фото и видеосъемки.

3. Наблюдение.

Задачи: понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке; подсчитать число птиц, прилетавших к кормушке в течение дня; отмечать температуру воздуха в день наблюдения.

В процессе работы над проектом я ожидаю получить следующие результаты:

  • знания о зимующих птицах, о кормушках;

  • овладеть умением изготавливать кормушки своими руками;

  • овладеть умением наблюдения за зимующими птицами;

  • овладеть терпением.



Глава 1. Зимующие птицы родного края


    1. Почему птицы улетают в теплые края?

Жизнь птиц во многом отличается от жизни других животных. Более высокая температура тела, чем у млекопитающих (40 градусов и выше), связана с большей интенсивностью обмена веществ. А это в свою очередь – с большей подвижностью. Отлет большинства птиц связан не только с тем, что многим птицам зимой у нас просто нечего есть, а особенно потому, что в зимний очень короткий день им не хватает времени, чтобы достаточно насытиться скудной добычей. Поэтому, когда осенью дни становятся короче, а ночи длиннее, для многих птиц наступают такие условия жизни, при которых они в силу своего обмена веществ существовать не могут. Тогда и начинается переселение в места, где день достаточно длинен, где больше корма. (4, с. 36).


    1. Условия жизни зимующих птиц.

Однако, есть виды, которые наоборот летят на север или остаются зимовать с нами, используя тот скудный выбор, что предоставляет им природа. Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими птицами.

Зимой жизнь птиц по сравнению с весенне-летним периодом протекает довольно однообразно и слагается, в основном, из сна и кочевок в поисках корма. Разница между температурой тела птиц и температурой окружающей среды зимой максимальна, поэтому теплоотдача в этот период резко увеличивается. Соответственно, возрастает и расход энергии: известно, например, что мелкие птицы за морозную зимнюю ночь могут терять до десятой части своей массы. Поэтому птицы нуждаются, с одной стороны, в восстановлении энергетических затрат – в усиленном питании, а с другой – в экономии энергии. За короткий 6 – 7-часовой, зимний день они должны насытиться настолько, чтобы хватило энергии пережить долгую морозную ночь. Но доступность кормов зимой весьма ограничена, да и состав иной, чем в теплое время года (8).


    1. Виды зимующих птиц.

Многие люди стремятся помочь нашим пернатым соседям пережить этот трудный для них период, устраивают подкормочные площадки и кормушки. Но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь неправильно подкармливая птиц легко им навредить из лучших побуждений. Есть птицы, которые очень зависят от нас, их существование напрямую зависит от того, предоставим мы им корм или нет. Есть птицы, которые выживут и без нашей помощи, но с большим удовольствием примут её. Есть птицы, которые кормушками не пользуются вообще, добывая корм только самостоятельно.

К первой относятся осёдлые – виды, полностью зависимые от человека. Это голуби и воробьи. Эти птицы в естественной среде в средней полосе не обитают. Они - жители субтропических регионов. На север голуби и воробьи пришли вслед за человеком, и если летом они находят достаточно пищи в природе, то зимой они полностью зависят от нас. Эти виды без помощи человека вообще не смогут существовать. Количество естественных кормов, которые они могут найти в природе, настолько мало, что не позволит пережить им зиму.

Ко второй группе относятся мелкие лесные птицы, регулярно зимующие в средней полосе и вполне приспособленные к этому. Они переживут зиму и без нашей помощи, но не откажутся от неё. Это синицы, поползни, дятлы, зеленушки, сойки.

К третьей группе относятся снегири, дрозды рябинники, свиристели, щеглы, овсянки, чижи и чечётки, пищухи и корольки. Эти птицы настоящие кочевники, нигде подолгу не останавливающиеся, так как их запасы пищи весьма ограничены. Дрозды и свиристели зимой питаются исключительно мягкими плодами деревьев и кустарников – рябины, боярышника, свидины и даже снежноягодника. Кормушки они не посещают, полностью завися от наличия ягод на ветвях. Снегири питаются семенами рябины, сирени. Они изредка посещают кормушки, с удовольствием поедая семечки, но из-за кочевого образа жизни никогда не остаются у кормушек надолго. Щеглы, овсянки, чижи и чечётки питаются семенами сорных трав. На кормушках их вряд ли увидишь (7).


    1. Почему зимой птицы нуждаются в подкормке?

Зима - трудное время года для пернатых. Снег укрыл землю, скрыв семена, холод заставил попрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках можно найти семена на торчащих из-под снега стеблях. Во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода погибает много птиц. Много птиц погибает так же от холода в сильные морозы, в морозную погоду с ветром и во время затяжных метелей. Не менее опасны для диких птиц и невиданные прежде зимние оттепели с их обильными снегопадами, после которых семена сортных трав и плоды на ветвях деревьев и кустарников оказывается скрытыми под большими шапками влажного снега (9).


Глава 2. Как я наблюдал за птицами.


2.1. Какие птицы живут в нашем поселении.

SOS! SOS! Спасите! На помощь!

Эту телеграмму прислали нам птицы. Чтобы помочь им, надо знать, какие птицы зимуют у нас. Для этого я составил план действий (приложение 1, таблица 1).

Сначала решил проверить у ребят начальной школы, а что они знают о зимующих птицах и хотят ли узнать больше? Для этого провел анкетирование (приложение 2). И вот что выяснил. Чаще других в анкетах были названы: ворона (9), снегирь (6), дятел (4), сорока (4), синица (3), воробей (3), голубь (3), свиристель (3) (приложение 3). Всех этих птичек мы видели на экскурсиях. Они стараются жить рядом с человеком. Вы спросите: а как среди них оказался дятел? Ответ прост: дятел питается семенами хвойных деревьев. Около нашего буфета растет большая сосна. Вот дятел и решил полакомиться семенами сосновых шишек. Рядом, на столбе, у него «кузница». Внизу - выеденные шишки. Каждый день, когда мы идем в буфет, слышим его стук и наблюдаем за кропотливой работой лесного мастера (приложение 4, видеофрагмент).

Все ребята считают, что зимующим птицам нужна помощь. В наших силах помочь им: сделать кормушки, насыпать в кормушку корм, если птица замерзнет, то согреть ее.

Затем я составил книжку - раскладушку «Зимующие птицы родного края» (приложение 5). Для этого прочитал материал о зимующих птицах в электронной энциклопедии (6), детской энциклопедии (1, с.162), нашел картинки с изображением птиц в Интернете. В своей книге я рассказал не только о тех птицах, которых ребята знают, но и других лесных птичках, чтобы все знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года.

Потом на уроках физкультуры мы с ребятами сходили на лыжные экскурсии по деревне, чтобы узнать птичек, которые встретятся и понаблюдать за ними (приложение 6).

Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях.

Нелегко приходится братьям нашим меньшим — против них объединяются холод и голод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное — голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Они перемещаются ближе к жилью человека. Потому-то так важны кормушки!


2.2. О кормушках.

Ребята нашей школы постарались организовать подкормку. Сначала выяснили у родителей и учителя, из чего можно сделать кормушки для зимующих птиц. После этого, кормушки в школе мы сделали своими руками, а дома помогли родители. Самая обычная кормушка изготавливается из дощечек. Понадобится небольшой кусок фанеры размером 30х40 см и четыре рейки около 30 см в длину. Сначала нужно приклеить рейки к панели по краям. Две боковые рейки должны быть короче, чем сторона фанеры, чтобы талая вода сливалась через зазоры. Вместо клея можно использовать шурупы и гвозди, вкрутив или вбив их по два с каждой стороны. Можно покрыть получившуюся кормушку раствором марганцовки. Ее необходимо регулярно чистить и дезинфицировать. Такую кормушку сделали ребята из старшей школы.

Также кормушки можно сделать:

  • из молочного пакета;

  • из пластиковой бутылки;

  • упаковки из-под сока;

  • коробки и т.д.

Надо вырезать только два отверстия, насыпать корм и подвесить к дереву. Ни в коем случае нельзя прибивать кормушку к дереву гвоздями. Синичкам и воробьям такая кормушка понравилась. Они не боятся, что она качается.

Однако, обычно корм приходится защищать от снега и дождя. Снег не должен засыпать корм. Для этого нужна кормушка с крышей (приложение 7).

Можно вообще не делать кормушки: например, насыпать семечки прямо на снег или повесить кусочек сала на проволоке. Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и вареное, но обязательно несоленое (приложение 7). Белый хлеб (черный ржаной птицам вреден!) нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь — крупные замерзшие куски птицам «не по зубам». Перловую крупу, горох и чечевицу предлагать пернатым не стоит: разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно поедают овсянку «Геркулес» и пшенную (3, с.36-38).

Мои советы:

  1. Если вы начали подкармливать птиц, делайте, пожалуйста, это регулярно, не бросайте начатое. Ведь зимой для поиска корма птицам дорога каждая минута, и время, потраченное на ожидание у пустой кормушки в сильные морозы, может стоить им жизни.

  2. Семечки ни в коем случае не должны быть жареными или солеными!

Мы кормушки смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед.

Прилетайте на обед (приложение 8).

Развесив кормушки на деревьях у дома и школы, мы стали с нетерпением ждать прилета гостей. Но птичек к кормушке прилетало очень мало. Я думаю, что они просто не знали о том, что им хотят помочь. Это меня не огорчило. Мы решили подождать, не забывая при этом чистить кормушки от снега. Вскоре, птички начали прилетать в нашу столовую.

Вывод: зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.


    1. Наблюдение за птицами.

Я старался ежедневно наблюдать, какие птицы прилетают в нашу птичью столовую, подсчитывать их количество, отмечать температуру воздуха в день наблюдения. Честно сказать, это было непросто, потому, что нужно быть внимательным и очень терпеливым. Результаты моей работы описаны в таблице (приложение 9, таблица 2). Я выяснил, что самыми частыми и массовыми гостями на кормушках были синички и воробьи. Синички возьмут семечку в клюв и быстро улетают на ветку, чтобы съесть. Воробьи едят семечки здесь же. Иногда воробьи не совсем дружелюбно относятся к синичкам, и даже могут с ними подраться. Сороки и вороны подбирают все, что упало и крутятся в основном на снегу. После домашних животных остается много несъедобного корма. Сороки и вороны могут полакомиться и в миске у собаки. Иногда я наблюдал снегирей и свиристелей. Они прилетали очень редко, всего 1-2 раза. Но как красивы эти птички!

Всю свою работу по наблюдению за зимующими птицами я и мой одноклассник Данилишин Виктор решили описать в сочинениях (приложение 10). О нашей работе писали и в районной газете «Устьнские вести» (приложение 11).

Наблюдая за птичками, мы с ребятами решили нарисовать рисунок «На кормушке» (приложение 12). Вместе с Витей подобрали материал для буклета «С любовью к природе» (приложение 13).

При наблюдении за птичками я сделал выводы:

1. Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду.

2. Птицы могут противостоять холодам, если вокруг много подходящего корма.


Заключение


Работая над проектом, я получил знания из чего можно сделать кормушку, попробовал сделать ее своими руками. Проведя наблюдения за птицами, я пришел к выводу, что зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях. В нашем поселении рядом с человеком живут вороны, сороки, воробьи. Прилетают из леса подкормиться снегири, свиристели, и даже дятел. Казалось бы, что интересного можно увидеть на обычной кормушке? Однако, я убедился, что наблюдение за птицами – увлекательное и очень непростое занятие, требующее терпения и настойчивости. При этом я получил не только много дополнительных знаний, но и огромное удовольствие от наблюдения за их поведением.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.


Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна. Горсть одна –

И не страшна будет им зима.


Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. А.Яшин

Давайте вместе будем заботиться о наших пернатых друзьях!


Список литературы

1. Детская энциклопедия Что такое? Кто такой? – М.: АСТ, 2004. с.162.

2. Запартович Б., Криворучко Э. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1976. - с. 69.

3. Пинчук Т.И. Зимующие птицы нашего поселка // Начальная школа. – 2009. - №5. – С. 36-38.

4. Промптов А.Н. Птицы - М.Просвещение, 1960г. – с.36

5. Газета «Устьянские вести», №5 от 06.02.2010г.

6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронная).

Интернет-ресурсы:

7. http://forchel.ru/page,4,126-zagadki-o-zimujushhikh-pticakh.html

8. http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Проект_%22Зимующие_птицы_нашего_посёлка%22

9. http://zakaznikvg.livejournal.com/33325.html






Похожие:

Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель iconПоле чудес на тему: «Наши пернатые друзья»
Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год. Голоса их слышны днем и ночью. Птицы – дети...
Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель iconОтчёт природоохранной акции «Зимующие птицы». С 1 ноября 2012г по 15 апреля 2013 года в мкоудодэбц проходила природоохранная акция «Зимующие птицы»
С 1 ноября 2012г по 15 апреля 2013 года в мкоудодэбц проходила природоохранная акция «Зимующие птицы», при поддержке управления образования...
Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель iconШкола и здоровье ребенка. История и современность что такое здоровье. На бытовом уровне поняти­ем «здоровье»
Здоровье. На бытовом уровне поняти­ем «здоровье» обозначают не только отсутствие болезни это само собой разумеется; смысл этого слова...
Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель iconАнализ воспитательной работы в сош №11 города Лабинска Лабинского района за 2010/2011 учебный год
Цель воспитательной работы, которую поставил перед собой педагогический коллектив школы: воспитание гражданина – патриота, уважающего...
Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель iconАнализ воспитательной работы мобу сош №11 города Лабинска Лабинского района за 2011/2012 учебный год
Цель воспитательной работы, которую поставил перед собой педагогический коллектив школы: воспитание гражданина – патриота, уважающего...
Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель iconПтицы наши пернатые друзья, обижать их нельзя
Цель – вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях...
Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель iconНаши пернатые друзья проводится в форме игры «Поле чудес»
Ведущий. Дорогие ребята! 25 марта отмечается праздник- день птиц. Скоро возвратятся домой из далеких стран наши путешественники –...
Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель iconОтчет по повышению качества знаний филиала моу «сош» п. Пашия в п. Вильва за 2010-2011 учебный год
Главным направлением развития школы в этом учебном году явилось решение проблемы по повышению качества знаний учащихся и педколлектив...
Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель iconИсследовательская работа по теме арифметики фигур шашков Алексей, 9-б класс
Перед собой я поставил цель выяснить- можно ли применять арифметические операции над точками и фигурами. Изучив научную литературу...
Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель iconДокументи
1. /Зимующие птицы на сайт .doc
Гипотезу: Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к суровым условиям. Перед собой я поставил цель iconАнализ методической работы за 2009-2010 учебный год
Педагогический коллектив продолжил работу над методической темой «Развитие мотивации обучения и укрепления веры в собственные силы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы