Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 icon

Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5



НазваниеПояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5
страница1/20
Дата конвертации05.01.2013
Размер2.89 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
1. /ООП Ив.Лисица.docxПояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

1.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5

начального общего образования 5

1.1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 7

начального общего образования 7

1.2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 9

1.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9

1.4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 10

1.4.1. Современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 10

1.4.2. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 14

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 14

Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 15

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 15

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 16

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 16

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 16

1.4.3. Примерные виды деятельности и формы занятий
с обучающимися на ступени начального общего образования 17


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 17

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 18

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 19

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 19

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 20

1.5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся 20

1.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 22

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 23

Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 24

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 24

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 24

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 25

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 25

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 26

2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) 28

2.1.1. Личностные универсальные учебные действия 29

2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия 30

2.1.3. Познавательные универсальные учебные действия 31

2.1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия 32

2.1.5. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) 33

2.1.6. Формирование ИКТ-компетентности учащихся 35

2.2. Русский язык. РОДНОЙ ЯЗЫК 38

2.2.1. Содержательная линия «Система языка» 39

2.2.2. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» 40

2.2.3. Содержательная линия «Развитие речи» 41

2.3. Литературное чтение. 41

2.3.1. Виды речевой и читательской деятельности 42

2.3.2. Творческая деятельность 44

2.3.3. Литературоведческая пропедевтика 44

2.4. Иностранный язык (НЕМЕЦКИЙ) 45

2.4.1. Умения 45

2.4.2. Языковые средства и навыки оперирования ими 46

2.5. Математика и информатика 48

2.5.1. Числа и величины. Измерения 48

2.5.2. Арифметические действия 49

2.5.3. Работа с текстовыми и прикладными задачами 50

2.5.4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры 50

2.5.5. Геометрические величины 50

2.5.6. Математическое представление информации 51

2.6. Окружающий мир 52

2.6.1. Человек и природа 53

2.6.2. Человек и общество 54

2.7. Музыка 54

2.7.1. Музыка в жизни человека 55

2.7.2. Основные закономерности музыкального искусства 55

2.7.3. Музыкальная картина мира 56

2.8. Изобразительное искусство 56

2.8.1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности 57

2.8.2. Азбука искусства. Как говорит искусство? 58

2.8.3. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? 59

2.9. Технология 59

2.9.1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 61

2.9.2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 61

2.9.3. Конструирование и моделирование 62

2.9.4. Первое знакомство с устройствами ИКТ 62

2.9.5. Первичные навыки использования различных средств ИКТ 62

2.10. Физическая культура 63

2.10.1. Знания о физической культуре 64

2.10.2. Способы физкультурной деятельности 64

2.10.3. Физическое совершенствование 65

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 67

4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования 68

4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования 69

4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 72

4.4. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся 76

4.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 81

 5. Программы отдельных учебных 82

предметов, курсов 82

5.1. Общие положения 82

5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования 84

5.2.1. Русский язык 84

5.2.2. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке 88

5.2.3. Иностранный язык 91

5.2.4. Математика и информатика 94

5.2.5. Окружающий мир 95

5.2.6. Основы духовно-нравственной культуры народов России 99

5.2.7. Искусство 99

5.2.8. Музыка 102

5.2.9. Технология 103

5.2.10. Физическая культура 106

9. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 121

9.1 Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений 129

9.2. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию 132



 

 

 


Пояснительная записка


Основная образовательная программа начального общего образования, (далее - Программа), муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа», имеющего государственную аккредитацию по виду «средняя общеобразовательная школа» (Свидетельство о государственной аккредитации № 2700 от 31 декабря 2009 года ОП 001970, ИНН 3108004888 ) – является основным нормативным документом в МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ», определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об Образовании»

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. № 44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • Устав МБОУ «Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа»

  • Правила внутреннего распорядка МБОУ «Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа»

Сформирована с учетом особенностей первой ступени как фундамента всего последующего образования, организованного в одну смену по шестидневной учебной неделе, в режиме полного дня.

Учитывает характерные черты младшего школьного возраста (от 6 лет 6мес. до 11 лет), в котором ведущей является  учебная деятельность, где дети  с помощью учителя осваивают правила и способы  учебной деятельности, развиваются  их интеллектуальные и познавательные способности.

 Целью реализации Программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи реализации Программы

  • формировать у младших школьников умение и желание учиться;

  • развивать у них потребности в самоизменении, то есть формировать субъект учебной деятельности;

  • развивать личность школьника, его творческие способности;

  • воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношения к себе и окружающему миру;

  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

  • сохранять и развивать индивидуальные способности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностно- практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Основная задача возраста – формирование субъекта учебной деятельности, т.е. ученика, который считает, что задача решена, не когда найден правильный ответ, а когда стал понятным способ решения; который пытается воссоздать этот способ или изменить его в соответствии с условиями, решая другие задачи; который сопоставляет свои действия с заданным образцом, тем самым контролирует себя, который сам оценивает свой уровень овладения осваиваемыми способами действия и сам принимает решение о необходимости дополнительной подготовки.

Основными субъектами образовательного процесса являются:

- учащиеся МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ»

- родители

- педагоги

- общественность (через участие в управляющем и родительском советах школы).

  Основными принципами реализации Программы являются:

  • предоставление равных возможностей всем участникам образовательного процесса;

  • открытость образовательного пространства для родителей и общественности;

  • первостепенность интересов обучающихся;

  • свобода выбора для обучающихся (темпа учения, уровня выполняемых заданий)

 Программа определяет  использование для достижения планируемых результатов следующих технологий и форм образовательного процесса:

Технологии:

  • Развивающее обучение

  • Информационно- коммуникативные

  • Игровые

  • Здоровьесберегающие

  • Технология проблемного обучения

  • Дифференцированный подход в обучении

  • Деятельностный подход в обучении

 Формы: 

  • урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

  • учебное занятие как форма учебной деятельности для построения индивидуального               детского действия;

  • консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

  • домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;

  • внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, акции, конференции, марафоны, выставки, эстафеты, олимпиады, предметные недели, экскурсии, секции, кружки, мастерские, утренники)

 

Условия реализации программы

Для реализации программы в ОУ созданы следующие условия:

  • наличие и деятельность  специалистов:

  • - учителя, отвечающие за организацию условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса;

  • - администрация, отвечающая за то, чтобы у всех специалистов ОУ существовали условия для эффективной работы, осуществляя необходимый контроль и текущую организационную работу.

       Группа специалистов, реализующая Программу:

  • обеспечивает многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения Программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

  • -способствует освоению учениками высших форм игровой деятельности и создаёт комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности – игровой на учебную, превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;

  • формирует учебную деятельность младших школьников (организуют постановку учебных целей и создают условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждает и поддерживает детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организует усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляет функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);

  • создает условия для продуктивной творческой деятельности ребёнка (совместно с учениками ставит творческие задачи и способствует возникновению их собственных замыслов);

  • поддерживает детские инициативы и помогает в осуществлении инициатив; обеспечивает презентацию и социальную оценку продуктов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.);

  • создает пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

       Аттестация педагогических работников напрямую связана с результатами выполнения Программы, проводиться в установленные сроки, и решает следующие задачи:

  • подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности;

  • повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта;

     Повышение квалификации педагогов и руководящих работников образования является необходимой составляющей педагогической и управленческой деятельностями.

       Рабочее место педагога должно быть автоматизировано (компьютер, проекционное оборудование, принтер, сканер) – 40%; а кабинеты со свободным доступом в сеть Интернет и с лицензионным программным обеспечением – до 20%.

Требования к материально-техническому обеспечению  реализации Программы.

  Образовательное учреждение, реализующее Программу основного общего начального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности младших школьников, предусмотренных учебным планом ОУ.

  • Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

  • При реализации Программы необходимо предусмотреть специально организованные места (пространства, помещения), постоянно доступные младшим школьникам и различающиеся по своей функции и атмосфере - предназначенные для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений.

  • При использовании электронных изданий ОУ должно обеспечить 70% обучающихся рабочим местом в компьютерном классе.

  • ОУ должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. 

  •  Каждый класс-группа начальной школы должен иметь свой кабинет.

Учебный кабинет является местом разворачивания образовательного процесса: столы для индивидуальной работы детей; стеллажи, шкафы, полки с раздаточным учебным материалом, находящимся в свободном доступе детей; учебные книги, технические средства, необходимые для дополнительных работ, самостоятельного поиска информации; многоэлементная рабочая  доска, на которую выносятся окончательные результаты решения задач; стенды для  выставки ученических работ.

Кроме  кабинетов класс-группа для организации всех видов  деятельности младших школьников в рамках Программы ОУ должна иметь: компьютерный класс, спортивный комплекс (спортивный зал, открытый стадион), библиотека с читальным залом и выходом в сеть Интернет.

Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации  Программы

Программа обеспечивает  учебно-методическим и информационным обеспечением по всем предусмотренным ею учебным курсам, дисциплинам, модулям.

  • Учебно-методическое обеспечение обязательной части Программы включает в себя: учебники, учебные пособия для учащихся, рабочие тетради, справочники, хрестоматии, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителей, сайты поддержки учебных курсов, дисциплин и т.п.

  • Реализация Программы обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) Программы.

  • Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по образовательным областям федерального компонента учебного (образовательного) плана, изданными за последние 7лет.

  • Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные справочно-библиографические и периодические издания.

Режим работы ОУ и особенности организации учебного процесса

Школа работает в 1 смену, занятия начинаются в 8.15. Продолжительность урока  в 1 классе – 35 минут, во 2-11 классах -  45 минут. Школа  работает в режиме 6-ти дневной недели в 2-11 классах и пятидневной недели в 1 классе. Созданы 10 классов-комплектов: 1-4 класс-3, 5-11 класс -7 классов -комплектов. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20




Похожие:

Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников моу «Барабановская сош»
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 iconОглавление Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мкоу «Казанцевская средняя школа» Курьинского района Алтайского края Пояснительная записка
Уховно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 iconПояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка

Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 iconПояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Бучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 iconПояснительная записка в основу Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мбоу оош с. Вареж положены Закон Российской Федерации «Об образовании»
Мбоу оош с. Вареж положены Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания...
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
И духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции умк «Школа России» с учетом методических разработок...
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в моу «Верхнекалинская оош» Пояснительная записка
Концепция. В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы