|
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 1.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 5 начального общего образования 5 1.1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени 7 начального общего образования 7 1.2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 9 1.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9 1.4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 10 1.4.1. Современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 10 1.4.2. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 14 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 14 Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 15 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 15 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 16 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 16 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 16 1.4.3. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования 17 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 17 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 18 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 19 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 19 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 20 1.5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся 20 1.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 22 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 23 Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 24 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 24 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 24 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 25 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 25 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 26 2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) 28 2.1.1. Личностные универсальные учебные действия 29 2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия 30 2.1.3. Познавательные универсальные учебные действия 31 2.1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия 32 2.1.5. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) 33 2.1.6. Формирование ИКТ-компетентности учащихся 35 2.2. Русский язык. РОДНОЙ ЯЗЫК 38 2.2.1. Содержательная линия «Система языка» 39 2.2.2. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» 40 2.2.3. Содержательная линия «Развитие речи» 41 2.3. Литературное чтение. 41 2.3.1. Виды речевой и читательской деятельности 42 2.3.2. Творческая деятельность 44 2.3.3. Литературоведческая пропедевтика 44 2.4. Иностранный язык (НЕМЕЦКИЙ) 45 2.4.1. Умения 45 2.4.2. Языковые средства и навыки оперирования ими 46 2.5. Математика и информатика 48 2.5.1. Числа и величины. Измерения 48 2.5.2. Арифметические действия 49 2.5.3. Работа с текстовыми и прикладными задачами 50 2.5.4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры 50 2.5.5. Геометрические величины 50 2.5.6. Математическое представление информации 51 2.6. Окружающий мир 52 2.6.1. Человек и природа 53 2.6.2. Человек и общество 54 2.7. Музыка 54 2.7.1. Музыка в жизни человека 55 2.7.2. Основные закономерности музыкального искусства 55 2.7.3. Музыкальная картина мира 56 2.8. Изобразительное искусство 56 2.8.1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности 57 2.8.2. Азбука искусства. Как говорит искусство? 58 2.8.3. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? 59 2.9. Технология 59 2.9.1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 61 2.9.2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 61 2.9.3. Конструирование и моделирование 62 2.9.4. Первое знакомство с устройствами ИКТ 62 2.9.5. Первичные навыки использования различных средств ИКТ 62 2.10. Физическая культура 63 2.10.1. Знания о физической культуре 64 2.10.2. Способы физкультурной деятельности 64 2.10.3. Физическое совершенствование 65 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 67 4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования 68 4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования 69 4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 72 4.4. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся 76 4.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 81 5. Программы отдельных учебных 82 предметов, курсов 82 5.1. Общие положения 82 5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования 84 5.2.1. Русский язык 84 5.2.2. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке 88 5.2.3. Иностранный язык 91 5.2.4. Математика и информатика 94 5.2.5. Окружающий мир 95 5.2.6. Основы духовно-нравственной культуры народов России 99 5.2.7. Искусство 99 5.2.8. Музыка 102 5.2.9. Технология 103 5.2.10. Физическая культура 106 9. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 121 9.1 Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений 129 9.2. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию 132 Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования, (далее - Программа), муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа», имеющего государственную аккредитацию по виду «средняя общеобразовательная школа» (Свидетельство о государственной аккредитации № 2700 от 31 декабря 2009 года ОП 001970, ИНН 3108004888 ) – является основным нормативным документом в МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ», определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:
Сформирована с учетом особенностей первой ступени как фундамента всего последующего образования, организованного в одну смену по шестидневной учебной неделе, в режиме полного дня. Учитывает характерные черты младшего школьного возраста (от 6 лет 6мес. до 11 лет), в котором ведущей является учебная деятельность, где дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебной деятельности, развиваются их интеллектуальные и познавательные способности. Целью реализации Программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Задачи реализации Программы
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностно- практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Основная задача возраста – формирование субъекта учебной деятельности, т.е. ученика, который считает, что задача решена, не когда найден правильный ответ, а когда стал понятным способ решения; который пытается воссоздать этот способ или изменить его в соответствии с условиями, решая другие задачи; который сопоставляет свои действия с заданным образцом, тем самым контролирует себя, который сам оценивает свой уровень овладения осваиваемыми способами действия и сам принимает решение о необходимости дополнительной подготовки. Основными субъектами образовательного процесса являются: - учащиеся МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» - родители - педагоги - общественность (через участие в управляющем и родительском советах школы). Основными принципами реализации Программы являются:
Программа определяет использование для достижения планируемых результатов следующих технологий и форм образовательного процесса: Технологии:
Формы:
Условия реализации программы Для реализации программы в ОУ созданы следующие условия:
Группа специалистов, реализующая Программу:
Аттестация педагогических работников напрямую связана с результатами выполнения Программы, проводиться в установленные сроки, и решает следующие задачи:
Повышение квалификации педагогов и руководящих работников образования является необходимой составляющей педагогической и управленческой деятельностями. Рабочее место педагога должно быть автоматизировано (компьютер, проекционное оборудование, принтер, сканер) – 40%; а кабинеты со свободным доступом в сеть Интернет и с лицензионным программным обеспечением – до 20%. Требования к материально-техническому обеспечению реализации Программы. Образовательное учреждение, реализующее Программу основного общего начального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности младших школьников, предусмотренных учебным планом ОУ.
Учебный кабинет является местом разворачивания образовательного процесса: столы для индивидуальной работы детей; стеллажи, шкафы, полки с раздаточным учебным материалом, находящимся в свободном доступе детей; учебные книги, технические средства, необходимые для дополнительных работ, самостоятельного поиска информации; многоэлементная рабочая доска, на которую выносятся окончательные результаты решения задач; стенды для выставки ученических работ. Кроме кабинетов класс-группа для организации всех видов деятельности младших школьников в рамках Программы ОУ должна иметь: компьютерный класс, спортивный комплекс (спортивный зал, открытый стадион), библиотека с читальным залом и выходом в сеть Интернет. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации Программы Программа обеспечивает учебно-методическим и информационным обеспечением по всем предусмотренным ею учебным курсам, дисциплинам, модулям.
Режим работы ОУ и особенности организации учебного процесса Школа работает в 1 смену, занятия начинаются в 8.15. Продолжительность урока в 1 классе – 35 минут, во 2-11 классах - 45 минут. Школа работает в режиме 6-ти дневной недели в 2-11 классах и пятидневной недели в 1 классе. Созданы 10 классов-комплектов: 1-4 класс-3, 5-11 класс -7 классов -комплектов. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. |