Министерство образования хабаровского края icon

Министерство образования хабаровского края



НазваниеМинистерство образования хабаровского края
Дата конвертации03.02.2013
Размер195.57 Kb.
ТипЗадача
источник
1. /Физика/Физика/физика ключи.doc
2. /Физика/Физика/физика тексты.doc
Министерство образования хабаровского края
Хабаровский краевой институт развития образования примерные тексты заданий для муниципальной олимпиады школьников по физике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕРНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ

ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД



7 КЛАСС

Задача 7.1. Скорость вертолета vв - это отношение расстояния 300 км минус искомое расстояние ℓ ко времени. Скорость самолета vс – это отношение расстояния 300 км плюс искомое расстояние ℓ ко времени. По условию задачи известно, что скорость самолета в 5 раз больше скорости вертолета. Приравняем скорости движения вертолета, найденные из каждого выражения, и находим расстояние ℓ. Оно равно 200км.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Наличие пояснительного рисунка

1

Нахождение скорости движения вертолета

2

Нахождение скорости движения самолета

2

Приравнивание скоростей и выражение ℓ

2

Получение правильного результата

1

Итого

8


Задача 7.2. Одна сажень составляет 2,1336м или 213,36см. Один дюйм составляет 2,54 см, следовательно, скорость гусеницы равна приблизительно 0,31 см/с, а скорость червяка приблизительно 0,296 см/с. Можно считать, что скорости животных одинаковы.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Наличие представления о дюйме и сажени, как о единице измерения расстояния

2

Соотношение (даже приближенное значение) между саженью и метром (сантиметром)

2

Соотношение (даже приближенное значение) между дюймом и метром (сантиметром)

2

Правильно полученное численное значение

2

Итого

8



Задача 7.3. Если провести плоскость, перпендикулярную серединам ребер кубиков, то кристалл окажется разделенным на кубики, в каждом из которых находится по одному атому. Пусть кристалл имеет объем V и содержит N атомов. Тогда плотность металла ρ = Nm0/V =m0/V0, где V0 = V/N – объем, приходящийся на один атом, то есть искомый объем элементарной ячейки кристаллической решетки. Отсюда V0 =m0/ ρ≈ 1,18*10-29м3.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Знание определения плотности вещества

2

Умение определения массы вещества через массу одного атома и число атомов

2

Умение правильно выразить объем из формулы для расчета плотности

2

Правильно полученное численное значение

2

Итого

8


Задача 7.4. Один кусок пластилина должен иметь правильную прямоугольную форму. При помощи линейки определяются линейные размеры этого тела и вычисляется его объем. Так как массы тел равны, они изготовлены из одного материала, то равны и их объемы.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Идея придания одному из тел правильной формы

2

Идея определения линейных размеров тела правильной формы с помощью линейки

2

Идея вычисления объема тела правильной формы

2

Приравнивание объемов двух тел на основании равенства масс и плотностей

2

Итого

8

Максимальный балл - 32


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕРНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ

ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД



8 КЛАСС

Задача 8.1. Пусть m – масса каждой из частей бруска, ρ1 и ρ2 = ρ1/2 – их плотности. Тогда части бруска имеют объемы m/ρ1 и 2m/ρ1, а весь брусок массу 2m и объем 3m/ρ1.. Средняя плотность бруска ρ = 2m/3m/ρ1 = 2/3ρ1. Отсюда находим плотности частей бруска: ρ1 = 3ρ/2 = 900 кг/м3, ρ2 = 3ρ/4 = 450 кг/м3.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Идея о выражении объема тела через объемы частей

2

Выражение объема каждой части через массу и плотность

2

Знание определения плотности вещества

2

Получение правильного численного значения

2

Итого

8


Задача 8.2. Обозначим через m одного груза, ℓ - расстояние между соседними крючками. Применим для каждого из случаев правило рычага:

(а) mℓ - 2m2ℓ + mnℓ = 0, отсюда n = 3

(б) 3mℓ - 2m3ℓ + mnℓ = 0, отсюда n = 3

(в) 2m2ℓ + m3ℓ - mℓ - 3m3ℓ + mnℓ = 0, отсюда n = 3


Примерные элементы оценивания

Баллы

Применение правила моментов к рисунку а)

2

Применение правила моментов к рисунку б)

2

Применение правила моментов к рисунку в)

2

Получение правильного численного значения

2

Итого

8



Задача 8.3. На систему, состоящую из поплавка и грузила, действуют направленные вниз силы тяжести mg (приложена к поплавку) и Mg (приложена к грузилу), а также направленные вверх сила Архимеда ρвρV/2 (приложена к поплавку) и ρвMg/ρс (приложена к грузилу). В равновесии сумма сил, действующих на систему, равна нулю:

(m+M)g = ρвρV/2 + ρвMg/ρс, отсюда M = (ρвV/2 – m)/1 – ρвс ≈ 0,55г


Примерные элементы оценивания

Баллы

Правильно расставлены силы, действующие на систему тел

2

Правильно составлено уравнение равновесия сил

2

Выражение объма грузила через его массу и плотность свинца

2

Получение правильного численного значения

2

Итого

8


Задача 8.4. Из полоски бумаги изготовить коромысло рычажных весов, используя для опоры булавку (иголку). Отрезаем нити равной длины L и помещаем их на коромысло весов. Передвигая одну из нитей, добиваемся равновесия весов. Тогда m11 = m22 . Т.к. m =ρLD. Если материал нитей одинаков, то их плотности равны и D1/D2 = ℓ1/ℓ2 .

Примечание: нити надо взять х/б разной длины порядка 1-2м, в качестве опоры можно использовать другой гладкий предмет цилиндрической формы, например, гвоздик. Важно, чтобы диаметр этого тела нельзя было бы определить путем прямых измерений при помощи миллиметровой бумаги.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Идея использования рычажных весов

2

Идея взвешивания нитей одинаковой длины

2

Применение правила равновесия рычага

2

Получение выражения для связи диметра нити с ее длиной

2

Итого

8

Максимальный балл - 32


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕРНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ

ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД


9 КЛАСС


Задача 9.1. Пусть L – длина свечки в некоторый момент времени, H – длина ее подводной части, S – площадь ее поперечного сечения. Согласно условию плавания тел, ρвgHS = ρпgLS, откуда H/L = ρпв . За время ∆t длина свечки уменьшилась на величину ∆L = u∆t, а глубина погружения ее нижнего конца уменьшилась на ∆H = ρпв∆L = u∆t ρпв . Следовательно, нижний конец свечки (как и вся свечка) движется со скоростью v = ∆H/∆t = u ρпв = 0,9u = 4,5*10-5м/с относительно сосуда.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Применение условия плавания тел для свечки

2

Определение изменения длины свечки

2

Получение выражения для скорости движения нижнего конца свечки

2

Получение правильного числового значения

2

Итого

8



Задача 9.2. На нагревание воды от 200С до 600С должно уйти время

τ0 = сρV(t2 –t1)/Р = 168с. Следовательно, Петина «помощь» длилась в течение промежутка времени ∆t = τ – τ0 = 132с.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Перевод величин в основные единицы измерения

2

Применение закона сохранения для нагревания воды за счет энергии электрического тока

2

Идея о нахождения искомого промежутка времени через разность двух временных интервалов

2

Получение правильного числового значения

2

Итого

8



Задача 9.3. Сопротивление амперметра RА равно отношению напряжения U2 на нем к силе тока I, текущего через амперметр:

RА = U2/ I = 0,1 кОм.

Обозначим через RV сопротивление вольтметров. Через вольтметр V1 течет ток силой U1/RV , который разветвляется на текущий через вольтметр V2 ток силой U2/RV и ток силой I, текущий через амперметр:

U1/RV = U2/RV + I,

Отсюда RV = (U1 – U2)/ I = 0,9 кОм.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Применение закона Ома для участка цепи

2

Нахождение сопротивления амперметра

2

Применение законов параллельного соединения для токов

2

Нахождение сопротивления вольтметра

2

Итого

8


Задача 9.4. Нарезать листы бумаги и уложить полученные кусочки двумя стопками на поверхность стола. Прижимая одновременно обе стопки к столу рейкой и подкладывая кусочки бумаги, добиться параллельности ребра рейки относительно стола. Отношение числа кусочков в стопке дает отношение толщин H1 = H2, N1d1 = N2d2, N1/N2 = d2/d1.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Идея нарезания бумаги на кусочки

2

Идея укладки кусочков бумаги в две стопки

2

Идея сделать стопки равной высоты

2

Получение связи толщины стопки с числом кусочков бумаги в ней и толщиной одного листа

2

Итого

8

Максимальный балл - 32


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕРНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ

ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД


10 класс


Задача 10.1. Время τ хождения матроса по барже складывается из двух промежутков t1 и t2. Время t1 = L/v1 = 100м/1м/с = 100с; время движения обратно t2 = L/v2 = 100м/2м/с = 50с. Значит, вперед и назад по барже матрос проходит за 150с. Т.к. по условию задачи таких хождений 10, то общее время t прогулок составит 1500с. За это время баржа проходит относительно берега реки расстояние s = ut = 1500с*5м/с = 7500м. Поскольку матрос все время возвращается в исходную точку его перемещение относительно баржи равно нулю, а перемещение относительно берега реки будет равно перемещению баржи относительно берега, т.е. 7500м.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Нахождение общего времени хождения матроса по барже

2

Умение определять перемещение тела при равномерном движении

2

Понимание физического смысла пути и перемещения

2

Получение правильного числового значения

2

Итого

8



Задача 10.2. Выберем координатные оси У

Х и У, как показано на рисунке. Тогда в

момент tп преодоления кузнечиком края

коробки проекция его скорости на ось У v0

должна быть равна нулю, а координата y = h, ℓ

и можно записать следующие соотношения: α g Х

v + ауtп = 0; vtп + ауtп2/2 = h, где ау = –gcosα

и v– проекции векторов ускорения и начальной

скорости кузнечика на ось У. Отсюда h = v2/2 gcosα.

При фиксированных значениях угла α и начальной

скорости v0 максимальная высота подъема над дном коробки достигается при v = v0, то есть кузнечику следует прыгать перпендикулярно дну коробки. При этом cosα = v02/2gh ≈ 0,87, α = arccos v02/2gh ≈ 300.

Вдоль оси Х кузнечик за время tп сместится на расстояние ℓ = ахtп2/2, где ах = gsinα. Отсюда ℓ = v02sinα/(2g cos 2 α) ≈ 30см.

Т.о. размеры коробки достаточны для прыжка кузнечика.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Наличие чертежа с выбором осей координат

2

Определение проекций вектора ускорения на оси Х и У

2

Запись уравнений проекций скорости и высоты

2

Получение правильного числового значения и его анализ

2

Итого

8


Задача 10.3. Пусть перекинутая через блоки нить натянута с силой Т (см. рисунок). Тогда к рычагу приложены следующие силы: в точке А – направленная вниз сила тяжести m1 g, в точке В – направленная вверх сила натяжения 2Т, в точке С – направленная вверх сила натяжения нити Т, в точке D – направленная вниз сила тяжести m2 g. Поскольку геометрическая сумма сил, действующая на рычаг, должна быть равна нулю, получаем первое уравнение: 3Т = m1 g + m2 g, из которого находим Т = 1/3 (m1 + m2)g. Запишем правило равновесия рычага относительно одной из точек, например, относительно точки А:

а + т (а + b) = m2 g (а + b + c).

Подставляя в это соотношение значение Т, находим:

(m1 + m2)gа + 1/3 (m1 + m2)gb = m2 g (а + b + c).

Отсюда m1 /m2 = (2b + 3с)/(3а +b)

/////////////////////////////////////////





Т Т




2Т Т

А а В b С c D




m1 g m2 g

Примерные элементы оценивания

Баллы

Наличие чертежа с указанием сил, действующих в этой системе

2

Применение второго закона Ньютона

2

Применение правила равновесия рычага

2

Получение верного выражения для отношения масс грузов

2

Итого

8



Задача 10.4. Объем куба V = а3 = 1000см3. Пусть объем полости Vп, тогда масса куба m = Vρ = (V – Vп1 + Vпρ2. Отсюда выражаем

Vп = V (ρ – ρ1)/(ρ2 – ρ1) = 700 см3.



Примерные элементы оценивания

Баллы



Нахождение объема куба

2

Идея о сложении масс различных веществ

2

Нахождение объема полости

2

Получение правильного числового значения

2

Итого

8


Задача 10.5. Рекомендации: В качестве сосуда можно использовать стеклянные стаканчики, желательно узкие, на один можно наклеить скотчем полоску миллиметровой бумаги. В качестве неизвестной жидкости – насыщенный раствор поваренной соли. Размер кусочка пластилина – шарик порядка 2см в диаметре, полоска бумаги – 4-5см шириной и длиной 3-4см.

Используя ручку или карандаш как оправку, наматываем полоску бумаги и обматываем ее скотчем. Один из концов трубки залепляем шариком из пластилина, подобрав его размер так, чтобы трубка плавала в воде в вертикальном положении. Помещаем трубку в мензурку с водой и определяем объем погруженной части V, замечая деление, по которое погружается трубка. Затем трубку помещаем в сосуд с неизвестной жидкостью и доливаем при помощи шприца в открытую часть трубки воду, добиваясь погружения трубки по то же деление, что и в воде. Определяем массу долитой воды. Тогда ∆mg = ∆Fа; ∆Fа = (ρ2 – ρ1)gV; ∆m = (ρ2 – ρ1)V;

ρ2 = ρ1 + ∆m/V.

Примерные элементы оценивания

Баллы

Идея использования ареометра

2

Применение второго закона Ньютона

2

Применение закона Архимеда

2

Правильно полученное выражение для плотности насыщенного раствора соли

2

Итого

8


Максимальный балл – 40


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕРНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ

ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД


11 КЛАСС

Задача 11.1. Количество теплоты, которое выделяет стальной шарик при охлаждении до 00С, будет равно количеству теплоты, которое необходимо для плавления льда, т.е. Qш = Qл

Qш = cm0(t – t0), где m0 – масса шарика. m0 = ρстVст; Vст =4/ 3πR3, где R – радиус стального шара.

Qл= mлλ, где mл – масса расплавленного льда. mл = ρлVл;

Vл = Vцилиндра + 1/2 Vст (см.рисунок)

Vцилиндра = πR2 R; Следовательно , Vл = πR3 + 4/6 πR3 = 5/3 πR3

Применяя уравнение теплового баланса, выразим начальную температуру шара. t = 5ρлλ/4cстρст = 106,60С






Примерные элементы оценивания

Баллы

Применение уравнения теплового баланса для процессов охлаждения и плавления

2

Идея о том, что объем расплавленного льда равен сумме объемов цилиндра и половины шара

2

Правильно выведенное выражение для расчета температуры

2

Правильно полученное числовое значение

2

Итого

8


Задача 11.2. Из закона отражения света вытекает, что нормаль к свободной поверхности воды направлена под углом φ= (ά – γ)/2 к вертикали (см. рисунок) φ

γ

ά а

Δ Δma







Δmg


Следовательно, свободная поверхность воды наклонена под этим углом к горизонтали. Рассмотрим слой воды массой Δm на свободной поверхности. Запишем для него второй закон Ньютона в проекции на плоскость, касательную к поверхности: Δmg sinφ = Δmacosφ.

Отсюда a = gtgφ = gtg (ά – γ)/2.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Определение положения свободной поверхности жидкости (чертеж)

2

Определение угла смещения φ

2

Применение второго закона Ньютона и его запись в проекции на плоскость, касательную к поверхности

2

Правильно полученное выражение для определения ускорения

2

Итого

8


Задача 11.3. Изобразим цикл тепловой машины на термодинамической диаграмме в pV-координатах (см.рисунок): 1-2 и 3-4 – изобары, 2-3 и 4-1 – изотермы.

КПД цикла равен отношению совершенной в цикле работы к полученному на участке 1-2-3 количеству теплоты. Рассчитаем работу на различных участках цикла. Обозначим работу на участке 1-2 через А12 = А; тогда по условию задачи для участка 2-3 имеем А23 =А. Для расчета работы на участке 3-4 учтем, что в силу условия задачи Т2 = Т3 = Тмакс, Т1 = Т4 = Тмин, Т3 =2Т4, р12, р3 = р4. Поэтому V3 = (Т3 4)V4 =2V4, V2 = (Т21)V1 = 2V1, р1V1 = р4V4; отсюда А34 = – р4( V3 – V4) = –р4V4 = – р1V1 = –р1( V2 – V1) = –А.

Для расчета работы на участке 4-1 заметим, что кривая 1-4 получается из кривой 2-3 сжатием в два раза вдоль оси V, поэтому площади под кривыми 1-4 и 2-3 отличаются в два раза: А41 = – А/2. Суммарная работа в цикле, таким образом, равна

А = А12 + А23 + А34 + А41 = А + А – А – А/2 = А/2

Рассчитаем полученные газом количества теплоты на участках 1-2 и 2-3. Сообщаемое газу количество теплоты идет на изменение его внутренней энергии, которая для одноатомного гелия равна 3/2рV, и на совершение работы: Q12 = 3/2р1(V2 – V1) + р1(V2 – V1) = 5/2А, Q23 = А. Суммарное количество теплоты, полученное на участке 1-2-3, равно Q123 = Q12 + Q23 = 5/2А + А = 7/2А.

Значит, КПД цикла равен ή = А / Q123 =1/7 ≈ 14%.

р 1 2


4 3

0 V



Примерные элементы оценивания

Баллы

Наличие чертежа с изображением термодинамических процессов

2

Определение полезной работы за цикл

2

Определение количества теплоты, полученного от нагревателя

2

Правильно полученное числовое значение

2

Итого

8



Задача 11.4. Найдем сопротивление электрической цепи между точками А и В (см.рис.1). Для этого перерисуем схему цепи, как показано на рис.2

R1 1 R2 2 R3 R1 1 R2 2 R3 5 R8

А А В

R5 R7

R4 R6 R7 R5 R6

В 5

3 R8 4 R4 4 3




Рис.1 рис.2

Из симметрии участка схемы, содержащего резисторы R3, R5, R6 , R7, R8 следует, что сила тока, текущего через резистор R7, равна нулю. Поэтому при удалении этого резистора из цепи силы токов через остальные резисторы и общее сопротивление цепи не изменятся. Сопротивление цепи после удаления этого резистора определяется из законов последовательного и параллельного сопротивления проводников; оно равно RАВ = 5/3R. Следовательно, έ = IRAB =5/3IR = 5B.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Умение вычертить эквивалентную схему

2

Применение законов последовательного соединения

2

Применение законов параллельного соединения

2

Правильно полученное числовое значение

2

Итого

8



Задача 11.5. Примечание: в качестве тела можно использовать пробку от пластиковой бутылки, утяжелив ее пластилином.

Для решения задачи можно использовать закон сохранения энергии, предварительно определив коэффициент трения тела о поверхность линейки. Для этого изготовить из штатива и линейки наклонную плоскость, медленно увеличивая угол наклона линейки, определить угол, при котором тело начинает скользить по ее поверхности. Тогда κ1 = tgα. Изготовить наклонную плоскость с углом наклона β, таким, чтобы после соскальзывания тела с линейки оно проходило бы некоторое расстояние до остановки по столу. Тогда mgh = Атр1 + Атр2 , где Атр1 –работа силы трения придвижении тела по линейке, Атр2 – работа силы трения придвижении тела по крышке стола. Тогда mgh = κ1mgLcosβ + κ2Smg, где L – путь, пройденный по линейке, S – путь, пройденный по столу до остановки, β – угол наклона плоскости.

κ2 = (h – κ1Lcosβ)/S. Тангенс и косинус угла наклона плоскости к горизонту в первом и втором случае находим из соотношения между углами и сторонами прямоугольного треугольника.


Примерные элементы оценивания

Баллы

Идея использования линейки в качестве наклонной плоскости

2

Идея использования наклонных плоскостей с разным углом наклона

2

Применение закона сохранения энергии

2

Правильно полученное выражение для определения коэффициента трения

2

Итого

8

Максимальный балл – 40







Похожие:

Министерство образования хабаровского края iconМинистерство образования хабаровского края
Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Министерство образования хабаровского края iconМинистерство образования хабаровского края
Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Министерство образования хабаровского края iconМинистерство образования хабаровского края
Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Министерство образования хабаровского края iconМинистерство образования хабаровского края
Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Министерство образования хабаровского края iconМинистерство образования хабаровского края
Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Министерство образования хабаровского края iconМинистерство образования хабаровского края
Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Министерство образования хабаровского края iconМинистерство образования хабаровского края
Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Министерство образования хабаровского края iconПостановление Правительства Хабаровского края
О программе развития воспитания в системе образования хабаровского края на 2009 – 2011 годы
Министерство образования хабаровского края iconПостановление Правительства хабаровского края
«О комплексе мер по модернизации региональной системы общего образования Хабаровского края на 2011 год»
Министерство образования хабаровского края iconМинистерство образования Хабаровского края Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования»
Требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по соответствующим специальностям
Министерство образования хабаровского края iconИнформатизация системы образования
Организаторы мероприятия: министерство образования и науки Хабаровского края и краевое государственное бюджетное образовательное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы