Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы icon

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы



НазваниеМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы
Дата конвертации20.12.2013
Размер309.51 Kb.
ТипРабочая программа
источник
1. /программа кружка я юный патриот.docМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«
«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по ВР: Директор школы:

______/Черкасова М.В.. _____/Порхунова И.А.

Приказ №___

от «___»_______2012 г.


Рабочая программа кружка

по патриотическому воспитанию младших школьников

«Юный патриот»



Составитель:

учитель истории и

обществознания

Ильина Н.А.

2012 – 2013 учебный год


2012 – 2013 учебный годг.


г. Новокуйбышевск 2010 г.

Средняя общеобразовательная школа №4» Левокумского муниципального района Ставропольского края



Пояснительная записка.

Введение

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие на селе перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня практически сравнялась с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Цель программы:


Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма, что подразумевает воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории своей семьи, своей малой и большой Родины).

Задачи программы:

  • воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • развитие интереса к русским традициям;

  • расширения представлений о России;

  • знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном;

  • формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Нормативная база рабочей программы:

Главной нормативной базой данной программы является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Феде­рации на 2011—2015 годы», реализация которой поможет в решении стратегической проблемы по «формированию патриотического сознания российских граждан как важ­нейшей ценности, одной из основ духовно-нравственно­го единства общества» (Государственная программа «Пат­риотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 11.07. 2005 № 422).

Содержательные линии программы

Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной, национальной культуры, на их изучение, сохранение.

Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Воспитательные цели:

  • пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;

  • формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;

  • приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры.

Средства реализации проблемы:

Возможные темы для общения:

- «Из истории семьи»;

- «Ценности семейной жизни наших предков»;

- «Семейные династии»;

- «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»; и др.

- «Путешествие в прошлое и настоящее своего народа»;

- «У Фамильного Древа»;

- «Путешествие в детство наших родителей» (бабушек, дедушек, дальних и близких родственников);

«Государственная символика России»;

«Поклон тебе, село родное» и т.п.

Возможные виды деятельности:

- изучение истории семьи, своей родословной;

- совместная работа воспитанников с родителями и родственниками по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье и т.п.;

Отношения, формируемые в результате общения и деятельности

• Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему

поколению в семье, детям, другим людям; благородство, достоинство, толерантность;

осознать, что мы не безродные, не Иваны родства своего не помнящие;

• понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на 2012-2016 учебные годы и представляет собой три содержательные линии. (с 1 по 4 классы начальной школы)

- «Мой дом, моя семья».

- «Моя малая Родина».

- «Моя Родина – Россия».

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Рассчитана программа на 34 часа (1 час в неделю).

Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется  материал, усложняются формы работы.

Во втором классе основное внимание будет уделено изучению истории развития Левокумского района. Темы первого класса также будут продолжены и во втором классе.

В третьем классе основное внимание будет уделено истории Ставропольского края. В четвёртом классе будут изучаться все темы, но основное внимание будет обращено на историю России, ее культуру, традиции.

Применяемые технологии:

 Знакомство с историческим прошлым семьи;

 Знакомство с традициями и обычаями русского народа и народов, населяющих Россию, их обычаями и традициями, национальной культурой;

 Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;

 Совместная с родителями деятельность, направленная на добывание знаний по истории своей семьи, села и т.д.;

Формы работы:

 Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

 Игры;

 Беседы;

 Коллективные творческие дела;

 Выставки работ;

 Экскурсии, поездки, походы;

 Тренинг

Объект деятельности:

- программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы предполагает:

  • систему краеведческих знаний,

  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

  • любовь и бережное отношение к родной природе;

  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Содержание программного материала

1 блок - «Мой дом, моя семья»

Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Задачи: 1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера и т.п.

Методическое обеспечение:

Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, связанные с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация презентаций, слайд-шоу.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся постепенно осваивали этот вид деятельности.

Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.

Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Моя малая Родина», «Патриотическое воспитание школьников на современном этапе», «Величаевские молодогвардейцы в годы ВО войны 1941 – 1945 годов», «Профессии моих родителей» и т.п.

2 блок – «Моя малая Родина»

Цель блока: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.

Задачи: 1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

2. Развитие творческой активности.

3. Ознакомление учащихся с «малой» родиной, её историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями.

Содержание программного материала: Ставропольский край, Левокумский район, село Правокумское – частица России. История Ставропольского края, Левокумского района, села Правокумского в истории России. Архитектурные и культурные памятники. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди нашей Малой Родины; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи и т.п.

Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с тружениками тыла и заслуженными людьми, экскурсии в краеведческий музей школы, конкурс рисунков «Моё село», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация презентаций.

Большое внимание уделяется практическим работам: нарисовать рисунок любимого места в селе и т.д.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  • Иллюстрации, экспонаты школьного музея.

  • Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: презентация «Моя малая родина», «Почётные жители Левокумской земли» и т.п.

3 блок – «Моя Родина – Россия»

Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе.

Задачи:

1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

4. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.

Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Государственная символика России. Герои нашей страны.

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в школьный музей, беседы, конкурсы рисунков, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  • Физические карты России, иллюстрации растительного и животного, таблицы природных зон, экспонаты школьного музея;

  • Мультимедийные презентации, видеофильмы и т.п.

Форм подведения итогов: викторина, конкурс знатоков истории, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме и т.д.

Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:

  • ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;

  • ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;

  • ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;

  • СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ

  • БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.


Требования к уровню подготовки учащихся:

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-историю семейных реликвий;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

-важные даты в жизни семьи;

-семейный этикет;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким;

-историю России;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-историю государственных символов России;

-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;

-духовные и нравственные основы россиян;

- свой родной язык;

-родную литературу;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный

календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.

-основы национальной кухни;

-основы народной медицины.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-хранить семейные реликвии;

-донести сведения о своем роде, своей семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-вести здоровый образ жизни;

-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;

-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;

-делать приятное своим родным и близким;

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами

(в том числе о своих предках, родных и близких людях);

-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;

-петь песни своего народа;

-рассказывать народные сказки;

-исполнять народные танцы, пляски;

-играть в народные игры, водить хороводы;

-ценить красоту и богатства родной природы;

-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.

Действую:

-участвую в составлении родословной моей семьи;

-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-берегу мир и покой моей семьи;

-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи;

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-овладеваю богатствами духовного наследия России;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,

знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения

Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;

-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества;

- уважительно отношусь к другим людям;

-не нарушаю правила и законы моего государства;

-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-участвую в народных праздниках;

-участвую в сохранении памятников истории и культуры;

-хожу в походы по родному краю;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим

меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.

Учебно-тематический план. 1 класс.

1. «Мой дом, моя семья» - 11 ч.

2. «Моя малая Родина» - 11 ч.

3. «Моя Родина – Россия» - 12 ч.

Календарно-тематическое планирование. 1 класс.




Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1

«Мой дом, моя семья».

11




2

Игра – тренинг «Знакомство».

1




3

Кто я, какие мы?

1




4


Кто, кто в моем доме живет?

1




5

Мой папа. Моё отчество.

1






Моя мама.

1




6

Рисуем милой мамочки портрет.

1




7

Я - сын. Я – дочь. Каков я?

1




8

«Если бы я был(а) мамой, папой».

1




9

Мои корни, мои предки.

1




9.1

Конкурс рисунков «Моя семья».

1




9.2

Азбука больших и малых дел нашей семьи.

1




10


Экскурсия в КБС, ознакомление с традициями и обычаями семьи Карпенко.

1




11.


Изготовление подарка ко Дню Матери.

1




11.1

Любимые занятия моих родителей.

1




11.2

Кому нужна моя помощь?

1




11.3

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

1




11.

4

О семье в стихах и песнях.

1




2

«Моя малая Родина»

11 ч.




2.1

Моё село. Вводное занятие.

1




2.2


История моего села. Экскурсия в КБС

1




2.3


Мой любимый уголок села. Экскурсия в КБС.

1




2.4


Памятные места моего села. Экскурсия в КБС.

1




2.5

Вот моя деревня, вот мой дом родной (игра-путешествие).

1




2.6


В гости к старожилам. Экскурсия в КБС.


1




2.7


Мои известные земляки. Экскурсия в КБС.

1




2.8

Профессии людей в селе.

1




2.9

Сельские профессии (игра-викторина).

1




3.

Конкурс рисунков «Моя улица», «Мое село».

1




3.1


Какие люди в селе, котором я живу! (художники, поэты, механизаторы, хлеборобы, садоводы)

1




3.2

Традиции моего села.

1




3.3

Посещение сельской библиотеки.

1




3.4


Мое село в годы Великой Отечественной войны.

1




3.5

Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину»

1




3

«Моя Родина – Россия»

12




3.1

«С чего начинается Родина?». Вводное занятие.

1




3.2


Знакомство с государственными символами России:

Герб, Гимн, Флаг

1




3.3

Как жили наши предки славяне.

1




3.4


Русские героические сказки.

1




3.5



Былинные «Защитники Отечества»: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

1




3.6

Богатырская наша сила (викторина)

1




3.7

Государственные праздники России. День Победы.







3.8

Чтим великий День Победы. Экскурсия в музей.

1




3.9

Конкурс рисунков «Дети рисуют войну».

1




4.

Экскурсия к памятнику воинам –односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

1




4.1

Экскурсия в музей села Правокумского.


1




4.2


Что я умею, что я могу (отчет за год)

1





Темы для изучения во 2 классе.

  1. блок. «Мой дом, моя семья».

Темы:

  1. Что такое семья? СЕМЬЯ - мир самых близких людей.

Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи.

Дружная семья.

2. Кто я? Где живу?

3. «Дорожите именем своим». Тайны наших имён.

Как выбирается имя и что оно означает. Именины.

Почему нужно дорожить своим именем.

Имена твоих родных и друзей.

4. Моя фамилия. Способы образования фамилий.

5. Моя семья – традиции воспитания.

6. Листая фотоальбом моей семьи.

7. Мои корни, мои предки.

8. Моя бабушка. Мой дедушка.

9. Азбука больших и малых дел нашей семьи.

10. Профессии моих родителей.

2 блок. «Моя малая Родина».

Темы: 1. Левокумский район.

2. История создания района.

3. О чем рассказывают названия деревень.

Происхождение и объяснение наиболее значимых

Топонимов. Легенды и предания.

4. Значимые места нашего района:

5. Растительный мир нашего района.

6. Животный мир нашего района.

7. Культурные традиции жителей нашего района.

8. Жители нашего района и их занятия.

9. Предприятия нашего района.

10. Наш район на карте края, России.

11. Наш район богат талантами.

12. Наш район в годы Великой Отечественной войны.

13. Памятные места нашего района.

14. Что дает наш район стране.

3 блок. «Моя Родина – Россия»

Темы: 1. Россия - наша Родина.

2. Москва – столица Российского государства.

3. Символы государства (герб, флаг, гимн).

История появления символов.

4. Русские полководцы.

5. Из истории городов.

6. Старинные меры веса, длины, объема.

7. Устное народное творчество: пословицы, поговорки,

потешки, прибаутки.

Темы для изучения в 3 классе.

1 блок. «Мой дом, моя семья».

Темы: 1. Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная.

Внимательные и заботливы отношения в семье.

Труд и отдых в семье.

2. Дом, в котором я живу или хотел бы жить.

3. ДОМ - территория семьи, мир вещей.

Мир дома. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни.

Праздники и будни.

Семейные реликвии и святыни.

4.Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой.

5. Проект «Военная летопись нашей семьи».

  1. Я - ученик. Мой класс – моя семья. Моя школа.

  2. Традиции школы. Символика школы.

  3. Правила поведения и обязанности школьника.

  4. История школьного памятника.

2 блок. «Моя малая Родина».

Темы: 1. Территория и географическое положение края.

Знакомство с картой, границы,

история образования. Изучение местной топонимики,

составление кратких сообщений, сбор материалов.

2. Заповедные места Ставропольского края

3. Растительный мир Ставрополья

4. Животный мир Ставрополья.

5. Культурные традиции народов, проживающих

на территории Ставропольского края

6. Население края. Образ жизни, занятия.

7. Развитие промышленности и сельского хозяйства.

8. Наши известные земляки.

9. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

10. Памятные места города Ставрополя и Ставропольского края.

11. Что дает наш край стране?

3 блок. «Моя Родина – Россия»

Темы:

  1. Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне?

  2. Быт, нравы и культура восточных славян.

  3. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей.

  4. Что такое богатырская сила.

5. Народные праздники России.

6. Русские народные песни и игры.

7. Государственные праздники.

8. Русские полководцы и флотоводцы.

9. Русская культура: архитектура, живопись, музыка,

скульптура, балет, театр и т.д.

10. Народные промыслы россиян.

11. Национальная кухня русского народа.

12. Великие соотечественники.

13. Герои русской истории.

Темы для изучения в 4 классе.

1 блок. «Мой дом, моя семья».

Темы:

  1. География рода. Флаг семьи. Верования. Обычаи, традиции,

праздники семьи (рода).

События, легенды, загадки, домыслы семьи (рода).

2. Праздники и традиции моей семьи.

3. РОД - люди, происходящие от одного предка. Род - твоя связь с

прошлым и будущим.

Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия.

  1. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства.

Древние родственные наименования. Проект «Генеалогическое

древо моей семьи».

2 блок. «Моя малая Родина».

Темы:

  1. Жизнь людей в природных условиях нашего края. Древние

жители нашего края и их занятия.

2. День рождения моего села, района, края.

3. Культурные традиции жителей нашего края.

4. Вклад разных поколений в развитие моего села, района, края.

5. История моего края в истории России.

6. Современные проблемы моего края.

3 блок. «Моя Родина – Россия».

Темы:

  1. Народы России. Исторический и

географический очерк.

2. Культура народов России.

3. Народные промыслы народов России.

4. Песни и игры народов России.

5. Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург,

Волгоград, Курск). Город – герой Москва. Блокада Ленинграда.

Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

6. Национальная кухня народов России.

7. Великие соотечественники.

8. Национальные герои.

9. Праздники Отечества. Государственные, народные

и национальные праздники.

10. Гимн, герб и флаг - святыни Родины. Памятные знаки.

Геральдика.

11. Святыни России.

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями и т.п.

Понятия, изучаемые в рамках программы:

герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов, гражданин, права и обязанности граждан, патриот, односельчанин, достопримечательность, ученик, традиция, семья, родословная, труд, отдых, семейная традиция, праздник, предки, друг, заповедь, былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие,

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Мы – патриоты!» - М.: «ВАКО», 2006.

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М.: «Сфера», 2005.

  3. Буклет «Левокумский район».

  4. Великие россияне./Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 639 с.

  5. Видеоработа «Моя малая Родина», подготовлена членами и руководителем клуба «Патриот» Ильиной Н.А.

  6. Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации./ Сост. М.К. Антошкин. М.: «Айрис – пресс», 2003. – 80 с.

  7. Голубева Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.

  8. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.

  9. Имя на карте города. /Сост. И.Ф. Цыплаков. Новосибирское книжное изд-во, 2001. – 272 с.

  10. История Отечества в литературе XIX в. Хрестоматия для учителя. /Сост. А.В. Шестаков. М.: Просвещение, 1991. – 240 с.

  11. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.

  12. Кружковая работа по истории и обществоведению. /Сост. М.П. Простов. М.: Просвещение, 1984. – 192 с.

  13. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.

  14. Можейко И.Я., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Наглядное пособие. Государственная символика России. История и современность. М.: ЦНСО, 2003.

  15. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.

  16. «Повесть о Левокумье». /Сост.В.Р.Ясинов. Ставропольская типография, 2000 год.

  17. Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.

  18. Альманах – путеводитель по Левокумскому району, посвящённый 85 – летию района.

  19. Парамонова О. М., Сухвалова О.В., Чехунова А.П. Познаём свою родину - Начальная школа, № 5, 1998.

  20. Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. М.: «Белый город», 2006.

  21. Печень Н.А. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  22. «Помнит вся Россия». Страницы родной истории в родной поэзии. /Сост. В. Рождественский. Л.: изд-во «Детская литература», 1964.

  23. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы. (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н. Хижнякова, Н.М. Малыгина; науч. Ред. Н.Б. Погребова; рец.: А.Ф. Золотухина, Н.Б. Ромаева, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010. – (Библиотека «Теория и практика повышения квалификации педагога»).

  24. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя. М.: «Торговое -изд. Дом», «Русское слово – РС», 2002. – 96 с.

  25. Альманах – путеводитель по селу Правокумскому, посвящённый 170 – летию района.

  26. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: «Эксмо», 2007.

  27. Шамов В. Новосибирские сказки. Новосибирское книжное изд-во, 2001.

  28. Школьник Ю.К. История России. М.: «Эксмо», 2007.

  29. Энциклопедия «Города России». М.: «Белый город», 2005.

  30. Энциклопедия «Шедевры русской живописи». М.: «Белый город», 2006.

Список литературы для учащихся:

  1. Атлас «Люби и знай свой край». М., 1998.

  2. Благинина Е. Огонек. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.

  3. Благинина Е. Бабушка-забота. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.

  4. Журналы «Веселые картинки», «Миша», «Мурзилка».

  5. Моя Родина – Россия. Государственные символы России./ Сост. Ю.А. Алексеев, М.Н. Зуев, В.Е. Ковалев. М.: «Триада – фарм», 2002. – 64 с.

  6. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Художественная литература, 2003.

  7. Наш мир. Учебник. 1 класс. М.: Академкнига, 2003. – 80 с.

  8. О маме. Стихи и рассказы. М.: «Детская литература», 1988.

  9. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002. – 136 с.

  10. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.

  11. Учебник-хрестоматия «Твоя Россия». /Сост. Н.Я. Чутко, Л.Е. родионова. М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова. Обнинск: изд-во «Духовное возрождение», 1997. – 264 с.

  12. «Я познаю мир»: детская энциклопедия. История./Под ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.




Похожие:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы iconУтверждаю 2012г. Директор моу сош №289
Кондратенко И. В., директор школы; Киселева Н. А., Ожегова Н. В., Пулина С. Е., зам директора по увр; Дробот Л. И. зам директора...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы iconУтверждаю 2013г. Директор моу сош №289
Кондратенко И. В., директор школы; Киселева Н. А., Ожегова Н. В., Пулина С. Е., зам директора по увр; Иванова Ю. В. зам директора...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы iconУтверждаю 2011г. Директор моу сош №289
Кондратенко И. В., директор школы; Киселева Н. А., Ожегова Н. В., Пулина С. Е., зам директора по увр; Дробот Л. И. зам директора...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы iconСогласовано: Утверждаю: Зам директора по вр директор школы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы iconОсновная образовательная программа муниципального образовательного учреждения средней общеоразовательной школы №17 с углубленным изучением отдельных предметов (начальная ступень общего образования) 2011-2015 гг
Авторы- разработчики: Кочкина Т. М., директор школы, Королева Е. В., зам директора по ур, Логанова Н. Г., зам директора по ур криночкина...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы iconДиректор школы Зам директора по увр на заседании кафедры енц
«утверждаю» «согласовано» «рассмотрено»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа №3 Рассмотрено «Утверждаю» на заседании Директор школы: педагогического совета Т. В. Болгова протокол №1 приказ № от «30»августа2012г от 2012г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа №3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы iconСогласовано Утверждаю Зам директора по увр директор школы
Подготовка учащихся к муниципальным, региональным, всероссийским олимпиадам, конкурсам, соревнованиям, смотрам и т п
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы iconСогласовано Утверждаю зам директора директор
Календарный план спортивно- массовых мероприятий для физкультурно-спортивного клуба Анашенской общеобразовательной школы №1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы iconСогласовано: «Утверждаю» Зам директора по вр директор школы
«Школа-интернат №24 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Согласовано» «Утверждаю» Зам директора по вр: Директор школы iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Журавенская средняя общеобразовательная школа Согласовано Утверждаю На заседании управляющего совета Директор школы Т.
На заседании управляющего совета Директор школы Т. Н. Кононова Протокол от 20 г.№ Приказ от 20 г.№
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы