Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование icon

Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование



НазваниеРабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование
страница1/3
Дата конвертации08.10.2013
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/Коррекционная программа.doc
2. /Основная образовательная программа начального общего образования/Музыка.doc
3. /Основная образовательная программа начального общего образования/Планируемые результаты.doc
4. /Основная образовательная программа начального общего образования/Пояснительная записка.doc
5. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа внеурочной деятельности.doc
6. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа духовно-нравственного развития.doc
7. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа здорового образа жизни.doc
8. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по ИЗО.doc
9. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по английскому языку.doc
10. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по литературному чтению.doc
11. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по математике.doc
12. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по русскому языку.doc
13. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по технологии.doc
14. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по физической культуре.doc
15. /Основная образовательная программа начального общего образования/Система оценки достижений планируемых результатов.doc
16. /Основная образовательная программа начального общего образования/Содержание.doc
17. /Основная образовательная программа начального общего образования/Титульник.doc
18. /Основная образовательная программа начального общего образования/Учебный план ФГОС.doc
19. /Основная образовательная программа начального общего образования/окружающий мир.doc
20. /Основная образовательная программа начального общего образования/программа формирования УУД.doc
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование
Рабочая программа по музыке ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Деятельности образовательного учреждения
Моу «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области рассмотрено утверждаю на заседании педагогического Директор школы совета Помелова Н. В
Рассмотрено на заседании «утверждаю» педагогического совета Директор школы
Рассмотрено на заседании «утверждаю» педагогического совета Директор школы
Рабочая программа по изобразительному искусству I ступень начальное общее образование
Рабочая программа по английскому языку I ступень начальное общее образование
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование
Рабочая программа по математике ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
Программа по русскому языку пояснительная записка
Рабочая программа по технологии ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Рабочая программа по русскому языку. Рабочая программа по литературному чтению
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Образцовская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка к учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА»

ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Рассмотрено: Утверждаю:

на заседании методического Директор МОУ «Образцовская средняя

объединения общеобразовательная школа» Протокол № 3 от «10» марта 2011 г. ________________ Н.В. Помелова

Руководитель МО:______О.Н. Мороз Приказ № 32 от «11» марта 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(I ступень – начальное общее образование,

общеобразовательный уровень, УМК «Гармония»)


Срок реализации: 2011 – 2015 г.г.


Разработана на основе: программы О.В.Кубасовой

«Литературное чтение.1-4 классы»; программы

Бетеньковой Н.М. «Обучение грамоте. 1 класс»

Составитель: Бычкова Л.В.,

учитель начальных классов


2011г.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.


Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде­лю, 10 учебных недель1), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.


Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.


Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.


Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.


Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.


Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.


Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.


Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.


Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.


Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)


Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

«Литературное чтение» в рамках образовательной программы «Гармония»


При создании литературно-методических материалов курса «Литературное чтение» основное внимание уделялось гармоничному сочетанию двух педагогических направлений: всестороннего развития личности учащегося и формирования у него определённых образовательным стандартом знаний, умений и навыков.


Приоритетной является задача общего развития ребёнка.

  1. Это выражается прежде всего в активной направленности учебного курса на формирование мировоззрения детей, чему способствует и специально отобранные произведения, и их систематизация по темам духовно-нравственного содержания. Важную роль в осмыслении вечных истин играет не только тематика чтения, но и характер вопросов и заданий, предлагаются в учебниках после текстов.

  2. Развитию творческих способностей учащихся помогают специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному); выразительному чтению и инсценированию; азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию…) и т.п.

  3. Умственный потенциал детей обогащается благодаря целенаправленному формированию у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское качество антиципация), а также творчески интерпритировать полученную во время чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел.

  4. Развитие эмоциональной сферы способствует не только литературные тексты, раскрывающие широкий спектр человеческих чувств, но также вопросы и задания, при помощи которых дети учатся ориентироваться в мире эмоций персонажей и в собственных чувствах. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительность чтения и применение различных форм драматизации (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановка «живых картин», произнесение реплик персонажей с использованием мимики пантомимики, чтение по ролям, развёрнутая драматизация).

  5. Тот факт, что литературное произведение является продуктом коммуникативно-речевой деятельности автора, обуславливает развитие речи читателя. Однако в курсе литературного чтения этот спонтанный процесс подкрепляется высокохудожественным кругом чтения, а также системой вопросов и заданий, формирующих навыки связанной речи и культуру речи детей.

С этой целью в методический аппарат учебников включены задания по работе над заголовками, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний. В области культуры речи ведущим является наблюдение над правильностью, точностью, богатством, выразительностью речевого оформления литературных произведений.

Для развития речи учащихся определяющим является формирование их отношения с автором. Этому благоприятствует активизация методическими средствами мотивационной стороны чтения; акцент на внимании к личности писателя, к его «присутствию» в произведении; развитие бережного отношения к авторскому замыслу, выражающемуся в отборе и подаче информации; развитие потребности в ответном коммуникативном акте, содержащем интерпретацию и оценку полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Чтобы литература стала средством всестороннего развития личности, источником познания жизни, читатель должен обладать определённым набором литературоведческих и читательских знаний, умений и навыков. В связи с этим курс «Литературное чтение» включает детально разработанный методический аппарат, направленный на систематическое тщательное формирование всех необходимых читателю младшего школьного возраста знаний, умений и навыков, перечисленных в программе.

Такой подход обусловил наличие в учебниках методических материалов для организации работы на каждом из этапов урока.

  1. Для подготовки к чтению используются упражнения, задания и вопросы разных типов, выполнение которых обеспечивает не только совершенствование навыка чтения, но и переход к самостоятельному чтению и адекватному восприятию следующего за ними произведения. Соответственно упражнения, задания и вопросы располагаются перед текстом и , будучи ориентированы на определённый литературный материал, содержат наиболее трудные для прочтения слова, выражения, предложения из текста, который будет прочитан после выполнения данных упражнений и заданий.

  2. Методическая помощь при организации основного этапа урока (чтения литературного произведения) выражается в следующем: там, где это целесообразно, слова поделены на слоги, сделаны сноски с разъяснением лексического значения слова. В ряде случаев в текст включены вопросы и задания, развивающие антиципацию читателей.

  3. На заключительном этапе урока – анализ и интерпретация прочитанного – педагог использует вопросы и задания, предложенные методическим аппаратом учебника, относясь к этому творчески, то есть выбирая, дополняя их по своему усмотрению, исходя из особенностей контингента обучающихся и собственных предпочтений.

Вопросы и задания отличаются тем, что не являются лишь общим указанием на вид деятельности («Читай выразительно», «Сделай краткий пересказ» и т.п.), а содержат систему разъясняющих вопросов и заданий, которые определяют последовательность действий учащихся (например, для организации чтения по ролям, драматизации, составления плана, выборочного и краткого пересказа); нередко это оформляется в виде памяток.

Следует заметить, что к художественным и познавательным текстам даются вопросы и задания разного характера. Первые прежде всего направлены на развитие воссоздающего воображения, умения чувствовать, представлять то, о чём рассказывается в произведении. Вторые – на формирование общеучебных умений (выделение непонятных слов и выражений и объяснений их смысла, распознавание новой информации, умение выделять опорные слова, определение главного в содержании, способность составлять план, пересказывать прочитанное и др.)

Итак, на любом из этапов урока учитель может опереться на литературно-методические материалы, помещённые в учебнике.

Вторая особенность обучения по курсу «Литературное чтение» заключается в том, что комплект учебников последовательно, с I по IV классы, реализует три основных направления обучения чтению: совершенствование навыка чтения, формирование умения работы с текстом, обучение ориентировке в книгах.

  1. Формирование таких компонентов навыка чтения, как правильность и беглость, способствует выполнение упражнений, расположенных перед текстами. Работу над осмысленностью и выразительностью чтения обеспечивают вопросы и задания после текстов.

  2. Вопросы и задания, направленные на формирование навыков работы с текстами разных типов и жанров, появляются в методическом аппарате учебников не периодически, а систематически. Они расположены согласно дидактическому принципу «от простого – к сложному», образуя методические линии, пронизывающие учебники с первого по четвёртый класс. На выходе они формируют навыки и умения, заданные новым стандартом России.

  3. Третьим направлением, закладывающим основа читательской самостоятельности, является обучение ориентировке в мире книг. В связи с этим учебники курса «Литературное чтение» в качестве учебного материала содержат не только тексты литературных произведений, но и элементы книг (обложка, иллюстрации, титульный лист, предисловие, оглавление). Это позволяет организовать практическое знакомство с функциями разных компонентов книги, что помогает сформировать элементарные навыки, необходимые детям для ориентировки в книгах.


Общая характеристика процесса обучения чтению


Круг чтения.

Круг чтения в первом классе составляют прежде всего произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: загадки, считалки, скороговорки, побасенки, пословицы. Они хороши тем, что небольшой объём текста позволяет первоклассникам без особых затруднений читать и перечитывать их, совершенствуя технику чтения. При этом часто в учебниках параллельно с фольклорным произведением даётся его литературный аналог.

Кроме малых фольклорных форм учебник для первого класса содержит сказки разных народов, рассказы, басни, стихотворения.

Соотношения стихотворных и прозаических материалов в учебнике таково: вначале преобладают стихотворные произведения, постепенно увеличивается доля прозаических текстов; во второй части книги для чтения стихи встречаются реже, чем проза.

В подборе и расположении литературных произведений реализован принцип доступности, постепенного усложнения учебного материала.

Учебник содержит произведения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательстве, смелости и трусости, хвастовстве, трудолюбии…), о забавах детей.


Читательские умения.

Методический аппарат учебника направлен на формирование всех сторон навыка чтения. Работе над осознанностью чтения способствует, например, задания и вопросы типа: «Выбери наиболее точный заголовок», «Какая из пословиц больше других подходит тексту? Почему?», «Какая мудрая мысль высказана в этой сказке?», «В каких словах произведения выражении главная мысль?», «Чем похожи и чем различаются два последних рассказа? Герой какого рассказа тебе более симпатичен? Почему?»

Формированию правильности чтения посвящены, например упражнения: «Читай внимательно:

Мыл – мил – мал – мял – мел»;

«Читай сначала так, как пишем, а потом - так, как говорим:

Балуются – баловаться»

«Читай внимательно:

Глазами – глазками, кинула – кивнула»;

Беглости чтения способствует выполнение таких упражнений:

  1. Состав слова:

Рас + хохот + ал или + ался


  1. под + хва + тил = подхватил

ото + зва + лась = отозвалась


  1. весел веселит – веселится




  1. Повторное чтение с ускорением. Например, «Скороговорки нужно читать так: сначала медленно, затем – с обычной скоростью, третий раз – так быстро, как только сможешь».


При работе над выразительностью чтения главное внимание уделяется соблюдению знаков препинания, особенно вопросительного и восклицательного. Проводится работа над авторскими ремарками (без этого термина), указывающими на то, каким голосом нужно читать слова за героя произведения. (Например, в сказке М. Пляцковского «Добрая лошадь»: расхвастался, гордо, похвалилась, ухнула, захныкал).

На работу над выразительностью чтения направлена игра «Радиотеатр». Для облегчения организации чтения по ролям сначала в диалогах перед репликами даются рисунки, изображающие действующих лиц; затем, при работе над другими текстами, принадлежность слов персонажам обозначается первой буквой их имён; в дальнейшем при чтении простых текстов детям предлагается определить, где чьи слова, и отметить их первой буквой имени персонажа (под руководством учителя).

В конце учебного года первоклассники готовятся к разыгрыванию небольшой сценки, в которой участвует лишь одно действующее лицо.

В первом классе начинается работа над такими читательскими умениями, как составление плана, подробный и частичный пересказ.

Научить составлению плана помогают задания: «Перед тобой персонажи сказки (рисунок). Назови их по порядку – так, как они появились в сказке»; «Какой картинки не хватает в картинном плане? Где её место?»; «Перескажи сказку по картинному плану» и др.

На формирования умения ориентироваться в книге направлены задания, отсылающие детей к работе над Содержанием (Оглавлением).

Вопрос учебника «Какие книги тебе хочется почитать летом?» стимулирует летнее чтение детей (это должно быть побудительно, а не принудительно.).


Литературная пропедевтика.

С помощью учебника первоклассники не только получают представление о тех литературных жанрах, которые перечислены выше («Круг чтения»), но и узнают названия многих из этих жанров. Кроме того, если учитель будет пользоваться данной методичкой или другими источниками, он может рассказать о назначении и главных особенностях загадок, считалок, скороговорок, пословиц, побасенок, небылиц, басен, сказок. Заметим, что уже с первого класса вводятся термины «народное» и «литературное» произведение, первоклассники начинают пользоваться словом «персонаж».


Работа с детскими книгами.

В основе предлагаемой системы работы с книгами лежит теория формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской. Приведём те её основные положения, которые для нас наиболее важны.

Цель обучения чтению в начальной школе – заложить основы читательской самостоятельности. Наличие её у ребёнка предполагает, что он хочет и может читать доступные его возрасту детские книги. Поэтому основными задачами обучения чтению книг должны быть следующие:

  1. Позитивное отношение детей к чтению.

  2. Умение выбрать из множества книг нужную (содержащую искомую информацию познавательного или эмоционального характера) и посильную, для чего необходимо:

А) знание определённого программой круга книг, без чего невозможна ориентировка в мире книг;

Б) умение пользоваться справочным аппаратом книг и библиографической помощью.

3. Умение наиболее адекватно, ярко и полно воспринять предлагаемую книгой информацию.

4. Способность фиксировать нужную информацию в памяти (1 – 2 классы), на на каталожной карточке, в виде аннотации, плана (3 класс), цитат, перечня основных мыслей (4 класс).

Учебным материалом для формирования основ читательской самостоятельности являются книги в единстве текста и внетекстовой информации. Поэтому рекомендуется при малейшей возможности приносить в класс в дополнение к учебнику не хрестоматии, а детские книги, чтобы совместно с классом читать и рассматривать их.

Уроки литературного чтения в первом классе, как известно, начинаются весной после изучения Азбуки. Однако, работу с детскими книжками нужно начинать с сентября.

Как предполагается системой внеклассного чтения , для чтения книг можно отводить 15 – 20 минут на уроке обучения грамоте один раз в неделю, таким образом, в течение года будет проведено около тридцати занятий с книгой.

Минимальным, но достаточным является следующий вариант: не менее 20-ти занятий по 15 – 20 минут на уроках грамоты, или труда, или на классных часах и т.п. – по усмотрению учителя, а также в конце учебного года – на уроках литературного чтения.

Что нужно иметь в виду для того, чтобы работа с книгой в течение первого года обучения была наиболее эффективной?

  1. Основная цель работы с книгой в первом классе – формирование у детей позитивного отношения к слушанию и чтению книг. Поэтому чтению учителем вслух увлекательной книги должно быть наградой и отдыхом для первоклассников после их трудов по изучению грамоты.

  2. Учебный материал, используемый в первом классе, должен отвечать ряду требований. Учителю следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы книга, принесённая им на урок, соответствовала следующим параметрам:

- была доступна по содержанию;

- была интересна для детей данного возраста;

- объём читаемого должен быть невелик (примерно для 5 – 10 –минутного чтения вслух учителем);

- в книге может быть одно произведение или несколько, но если это сборник, то небольшой;

- желательно, чтобы книги были большого формата для того, чтобы дети их лучше видели.

Книги подбираются таким образом, чтобы в течение учебного года перед детьми прошли основные темы детского чтения: о родине, о героизме, о детях, о растениях, о животных, о приключениях и волшебстве (сказки).

Учебник и рабочая тетрадь для первого класса содержат сведения об элементах книги, о компонентах обложки, а также вопросы и задания, позволяющие детям усвоить эти знания и научиться пользоваться ими при выборе книг. Кроме того, в поурочных рекомендациях данного методического пособия приводятся задания, направленные на организацию деятельности первоклассников с книгами. Например:

«Принесите книги по теме «Что такое хорошо и что такое плохо»»;

«Поищите и, если найдёте, принесите на урок книги Льва Николаевича Толстого»;

«Принесите в класс на выставку книги с русскими народными сказками»,

Подобные задания непосредственно связаны с читаемыми детьми произведениями учебника. И учебник, и рабочая тетрадь содержат материалы, направленные на организацию летнего чтения учащихся.

Об использовании рабочей тетради на печатной основе.

Работа в тетради носит не обязательный, а вспомогательный характер. Основной стандарт обучения достигается при использовании учебника.

В тетрадь вынесены задания, предполагающие выполнение учащимися практических действий, в том числе связанных с творческой деятельностью по мотивам прочитанного.

В тетради представлены упражнения, совершенствующие технику чтения, когда дети дописывают пропущенные буквы или их элементы (развитие антиципации), исправляют неправильно написанные слова (приём «редактирования»), подчёркивают буквы, которыми отличаются слова (развитие внимания к графическому образу слова).

Кроме заданий и упражнений, формирующих навык чтения, тетрадь содержит материалы для работы с литературными текстами. Типы заданий, как было замечено, рассчитаны на практические действия учащихся, что соответствует возрастным особенностям детей. Например, такие:

Соединить («Где чьи слова? Соедини»; «Соедини слова и картинки»);

Отметить («Отметь галочкой правильный ответ»; «Отметь слова мамы – М, слова Ойки - О» (игра «Радиотеатр»);

Пронумеровать («Впиши в кружочки цифры в порядке, в каком появляются в сказке персонажи»);

Подчеркнуть («Подчеркни наиболее важные слова, которые при чтении нужно выделить голосом»);

Написать («Напиши на обложке название любимой книги, если хочешь, укрась обложку рисунком»);

Раскрась («Закрась переплёт книги на рисунке одним цветом, а корешок другим»; «Выбери рисунок, который больше подходит к стихотворению, раскрась его»);

Нарисовать («Придумай и нарисуй то, чего не бывает, небылицу»);

Вырезать и приклеить («Вырежи и приклей рядом со словами текста подходящие картинки»);

Сделать комикс («Вырежи и вклей картинки в рамки по порядку»);

Сделать книжечку («Сделай книжечку со скороговорками, рядом с каждой из них приклей подходящую картинку»);


Разгадать кроссворд.

С первых страниц тетради начинается обучение ориентировке в мире книг. Тетрадь содержит все основные типы упражнений с книгами, которые целесообразны на данном этапе обучения. Например :»Как называется эта книга? Может ли в ней находиться сказка «Добрая лошадь»? почему?»; «Покажи стрелками, в какой книге может находиться произведение «Ошибка», а в какой – «Прививка». Почему ты так думаешь?»; «Соедини названия произведений и книги, в которых они могут быть» и т. п.


  1   2   3




Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование iconРабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1 класс) Количество часов: 132
Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа»
В 2005 году школа прошла аттестацию и лицензирование и подтвердила статус средней (полной) школы. В школе реализуется начальное общее...
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование iconРабочая программа по литературному чтению (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) начальное общее (3 класс)
Программа разработана на основе программы «Литературное чтение» (авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) / Школа...
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование iconПубличный доклад мобу сош с. Темясово Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения
Содержание образования данного образовательного учреждения распределено по ступеням обучения следующим образом: 1 ступень – начальное...
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование iconОбразовательная программа для специальных (коррекционных) дошкольных учреждений 1 и 2 вида. I ступень
Школа – интернат функционирует с 1984 года и осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ...
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование iconПояснительная записка начальное общее образование первая ступень общего образования. В российской Федерации начальное общее образование является
В российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование iconПояснительная записка начальное общее образование первая ступень общего образования. В российской Федерации начальное общее образование является
В российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование iconРабочая программа по искусству (музыка, изо) Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1 класс) Количество часов: 66
Программа разработана на основе примерной программы по музыке, изобразительному искусству
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование iconОсновные общеобразовательные программы
...
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование iconОсновные общеобразовательные программы
...
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование iconОсновные общеобразовательные программы
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы