Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование icon

Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование



НазваниеРабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование
страница1/3
Дата конвертации08.10.2013
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/Коррекционная программа.doc
2. /Основная образовательная программа начального общего образования/Музыка.doc
3. /Основная образовательная программа начального общего образования/Планируемые результаты.doc
4. /Основная образовательная программа начального общего образования/Пояснительная записка.doc
5. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа внеурочной деятельности.doc
6. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа духовно-нравственного развития.doc
7. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа здорового образа жизни.doc
8. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по ИЗО.doc
9. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по английскому языку.doc
10. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по литературному чтению.doc
11. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по математике.doc
12. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по русскому языку.doc
13. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по технологии.doc
14. /Основная образовательная программа начального общего образования/Рабочая программа по физической культуре.doc
15. /Основная образовательная программа начального общего образования/Система оценки достижений планируемых результатов.doc
16. /Основная образовательная программа начального общего образования/Содержание.doc
17. /Основная образовательная программа начального общего образования/Титульник.doc
18. /Основная образовательная программа начального общего образования/Учебный план ФГОС.doc
19. /Основная образовательная программа начального общего образования/окружающий мир.doc
20. /Основная образовательная программа начального общего образования/программа формирования УУД.doc
2011 год. Инклюзивное (включенное), [интегрированное] образование
Рабочая программа по музыке ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Деятельности образовательного учреждения
Моу «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области рассмотрено утверждаю на заседании педагогического Директор школы совета Помелова Н. В
Рассмотрено на заседании «утверждаю» педагогического совета Директор школы
Рассмотрено на заседании «утверждаю» педагогического совета Директор школы
Рабочая программа по изобразительному искусству I ступень начальное общее образование
Рабочая программа по английскому языку I ступень начальное общее образование
Рабочая программа по литературному чтению I ступень начальное общее образование
Рабочая программа по математике ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
Программа по русскому языку пояснительная записка
Рабочая программа по технологии ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Рабочая программа по русскому языку. Рабочая программа по литературному чтению
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Образцовская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка к учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру ( I ступень начальное общее образование, общеобразовательный уровень, умк «Гармония»)
5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования


УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА»

ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Рассмотрено: Утверждаю:

на заседании методического Директор МОУ «Образцовская средняя

объединения общеобразовательная школа» Протокол № 3 от «10» марта 2011 г. ________________ Н.В. Помелова

Руководитель МО:______О.Н. Мороз Приказ № 32 от «11» марта 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

(I ступень – начальное общее образование,

общеобразовательный уровень, УМК «Гармония»)


Срок реализации: 2011 – 2015 г.г.


Разработана на основе: программы

В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная

программа физического воспитания

учащихся 1-11 классы»

Составитель: Золотухина В.А.,

учитель физической культуры


2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


           Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008),

В процессе овладения двигательной деятельностью на уроках физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность, воспитываются нравственные и волевые качества: дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость, выносливость.

           Цель обучения – содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника, освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью и формирования основ здорового образа жизни.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

               укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

               развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

  формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

  выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

 совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

  приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга, использование  их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности  и выявления предрасположенности к тем или иным видам деятельности;

 обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности;

 воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;

  содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. В содержание программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы  внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

Учитывая возрастные особенности первоклассников, их подготовленность  к обучению двигательным действиям, обеспечение лыжным инвентарем и  погодные условия (отсутствие снега, сильные ветра), решено заменить лыжную подготовку на спортивные и подвижные игры. Это  не скажется отрицательно на процессе обучения, так как проведение таких уроков предусмотрено на открытом воздухе, да  и знакомство с лыжами можно начать во втором классе, когда дети будут более дисциплинированы и самостоятельны.

Для более  качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа:

  с образовательно-познавательной направленностью (На таких уроках учащихся знакомят со способами и правилами организации  самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. Целесообразно использовать учебники по физической культуре);

 образовательно-предметной направленностью (Такие уроки используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр.);

 образовательно-тренировочной направленностью (Уроки  используются для развития  физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. На таких уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной).

Каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных  занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах, во время прогулок.

Выполняя программный материал, уроки рекомендуется проводить не только преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект но и  в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их  достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.


СТРУКТУРА КУРСА


Структура и содержание учебного предмета задаются в программе в конструкции двигательной (физкультурной) деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операциональный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, содержание которой отражается в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью. При сохранении определенной традиционности в изложении практического материала школьных программ в данной программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим тематическим разделам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки». При этом подвижные игры, исходя из предметности содержания и направленности, также соотносятся с этими видами спорта. В настоящей программе предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Эти упражнения объединены в относительно самостоятельный раздел. Такое изложение материала в разделе «Физическое совершенствование» позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения и способы познавательной деятельности.


Формы организации образовательного процесса в начальной школе характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в течение учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется подразделять уроки на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений. Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:

— небольшой продолжительностью подготовительной части урока (до 5—6 мин), в которую можно включать как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, на

гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активизации процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженного эмоционального напряжения;

— необходимостью выделять в основной части урока образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя теоретические знания и способы физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3–4 до 10–12 мин. В свою очередь, в двигательный компонент входит обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. Его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить в него обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотноситься с поставленными педагогическими задачами;

— зависимостью продолжительности заключительной части урока от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части, но не более 6—7 мин.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание

техники их выполнения и т. п.). Отличительными особенностями в построении и планировании этих уроков являются:

— планирование задач обучения в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; этап совершенствования;

— планирование физических упражнений в соответствии с задачами обучения, а динамики нагрузки — с закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начало основной части урока в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и быстроты, не связанные со значительными энерготратами и не приводящие к интенсивному и относительно глубокому утомлению. Затем постепенно добавляются упражнения на развитие силы и выносливости, характеризующиеся значительными энерготратами и определенными стадиями относительно глубокого утомления организма.

В подготовительной части урока, продолжительность которой может достигать 8–10 мин, проводится обязательная разминка. Она включает в себя бег, прыжки, комплексы общеразвивающих упражнений на гибкость и координацию. Разрабатывая содержание подготовительной части урока, необходимо

обеспечить постепенное повышение нагрузки на организм школьников, что достигается за счет включения в работу все большего количества мышечных групп, увеличения темпа и

амплитуды выполнения упражнений. В связи с этим при проведении разминки необходимо контролировать функциональное состояние школьников. Контроль можно осуществлять как по внешним признакам (изменение цвета кожи, обильное потоотделение и т. д.), так и по внутренним ощущениям (появление усталости или боли в мышцах, головокружение ). Кроме того, можно выборочно замерять частоту сердечных сокращений.

В основной части урока (продолжительностью до 20 мин) учитель решает базовые педагогические задачи. При обучении двигательным действиям рекомендуется использовать подводящие упражнения, опираться на имеющийся у ребенка двигательный опыт. В то же время во избежание травматизма при развитии физических качеств не допускается использование плохо освоенных школьниками упражнений или их выполнение в не подготовленном для этого зале или на площадке. Здесь, как и в подготовительной части урока, необходимо контролировать функциональное состояние школьников.

В заключительной части урока (продолжительностью до 5 мин) целесообразно давать специальные упражнения на дыхание, подвижные игры на внимание и мышление, упражнения на координацию.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений). Отличительными особенностями этих уроков являются:

— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки за счет определеной последовательности в планировании физических упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;

— сохранение определенного постоянства конструкции включения физических упражнений от начала урока до окончания его основной части: на развитие быстроты — силы — выносливости;

— более продолжительная по сравнению с другими типами уроков физической культуры заключительная часть. Она должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения школьниками значительных физических нагрузок.

В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и здоровьем.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Для полной реализации содержания данной программы по физической культуре необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, создавать пришкольные комплексные спортивные площадки, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.


Содержание курса


Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укрепления здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол.

Из истории физической культуры. История древних Олимпийских игр: возникновение первых соревнований и миф о Геракле, появление мяча и игр с мячом. Физическая культура у народов Древней Руси. Связь ее содержания с их трудовой деятельностью. История развития физической культуры в XVII–XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Разновидности и правила выполнения. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки по скорости и продолжительности выполнения упражнения, по изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Знания о физической культуре


Способы физкультурной деятельности


Режим дня и личная гигиена. Режим дня и его составление. Закаливание и его значение для укрепления здоровья, проведение закаливающих процедур. Оздоровительные занятия физическими упражнениями в режиме дня: комплексы утренней зарядки и физкультминуток.

Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

Комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств. Графическая запись физических упражнений.


Наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела. Определение качества осанки. Определение уровня развития физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.


Игры и развлечения. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения подвижных игр, выбор одежды, обуви и инвентаря.


Физическое совершенствование


Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств, стилизованные танцевальные движения (типа польки).

Дыхательные упражнения. Гимнастика для глаз.

  1   2   3




Похожие:

Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа»
В 2005 году школа прошла аттестацию и лицензирование и подтвердила статус средней (полной) школы. В школе реализуется начальное общее...
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование iconПубличный доклад мобу сош с. Темясово Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения
Содержание образования данного образовательного учреждения распределено по ступеням обучения следующим образом: 1 ступень – начальное...
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование iconОбразовательная программа для специальных (коррекционных) дошкольных учреждений 1 и 2 вида. I ступень
Школа – интернат функционирует с 1984 года и осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ...
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование iconПояснительная записка начальное общее образование первая ступень общего образования. В российской Федерации начальное общее образование является
В российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование iconПояснительная записка начальное общее образование первая ступень общего образования. В российской Федерации начальное общее образование является
В российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование iconРабочая программа по физической культуре начальное общее образование: 1 4 классы программа составлена на 2010 2011 учебный год
Слагаемыми физиче­ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,...
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование iconРабочая программа по физической культуре 1-4 класс Пояснительная записка
Программы Министерства образования РФ начальное общее образование, авторской программы Лях В. И. «Физическая культура»,утверждённой...
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование iconРабочая программа по искусству (музыка, изо) Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1 класс) Количество часов: 66
Программа разработана на основе примерной программы по музыке, изобразительному искусству
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование iconОсновные общеобразовательные программы
...
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование iconОсновные общеобразовательные программы
...
Рабочая программа по физической культуре I ступень начальное общее образование iconОсновные общеобразовательные программы
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы