Ярославна icon

Ярославна



НазваниеЯрославна
Дата конвертации12.10.2013
Размер26.24 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/вступление 1.doc
2. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/вступление.doc
3. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/древнерусский текст.doc
4. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/екатерининская копия.doc
5. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/иллюстрации/Документ Microsoft Word.doc
6. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/князь Игорь.doc
7. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/об Игоре.doc
8. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/обложка.doc
9. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/образы князей/Документ Microsoft Word.doc
10. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/образы князей/игорь.doc
11. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/образы князей/об Игоре.doc
12. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/образы князей/образы князей.doc
13. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/образы князей/поход Игоря.doc
14. /Составление пособия по Слову о полку Игореве/образы князей/ярославна.doc
Сло́во о полку́ И́гореве» полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова»
«Слово о полку Игореве» произведение, проливающее нам свет на древне русскую культуру и события древней Руси. Все началось с того, что (1744-1817) увлекся собиранием древностей
Слово о плъку игореве, игоря сына святъславля, внука ольгова
Екатерининская копия Слово о Полку Игореве Игоря сына Святъславля внука Ольгова
Носков В. А. Страничная иллюстрация к "Слову о полку Игореве"
Образы князей в "Слове о полку Игореве"
Потомки Олега Святославича Генеалогия Потомки воинственного Олега Святославича
Sostavlenie posobija po slovu o polku igoreve
Князь Игорь наполовину
Потомки Олега Святославича Генеалогия Потомки воинственного Олега Святославича
Образы князей в "Слове о полку Игореве"
Поход князя Игоря Святославовича на половцев (1185 г.)
Ярославна

ЯРОСЛАВНА


ЯРОСЛАВНА — героиня памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (XII в.). Я.— реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в «Слове» Осмомыслом. Княгиня в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода — «красная Глебовна». С конца XVIII в. считается, что имя Ярославны— Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын — Владимир, участвовавший в походе 1185 г., попал в плен вместе с отцом, дядей и двоюродным братом. Женился у половцев на дочери хана Кончака (на Русь вернулся в 1187 г. с женой и «дитятей»). Еще три сына Игоря погибли в начале XIII в. в борьбе за обладание Галичем, что становится необъяснимым, если принять точку зрения некоторых исследователей, полагающих, что Ярославна — вторая жена Игоря, а все дети князя — ее пасынки.
Образ тоскующей по мужу Ярославны— одно из ярчайших поэтических достижений безымянного создателя «Слова». Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Ярославне- воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Я.— носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Традиции средневекового искусства подразумевали особый, религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В «Слове», напротив, торжествует народное начало. Так, автор обратился к особому фольклорному жанру — плачу.
Плач Ярославны — важнейший элемент поэтического строя памятника. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Я., плачущая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын Владимир Игоревич, расположен ближе к половецкой степи), заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру («О ветре, ветрило!»), Днепру («О Днепре, Словутицю!») и солнцу («Светлое и тресветлое слънце!») звучит и упрек («Чему, господине, мое веселие по ковыляю развея?»), и призыв о помощи («Взълелей, господине, мою ладу къ мне»). Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Я., начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Я., жалобы которой автор «Слова» уподобляет крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину. Печальный голос Я. летит над землей, он слышен на Дунае: «Полечу,— рече,— зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле».
Историк В.Н.Татищев в своей «Истории Российской», научные споры об источниках которой имеют давнюю традицию, предложил интересный рассказ о трогательной встрече Игоря, возвращающегося из плена, и Я., поспешившей навстречу мужу. Эти и некоторые иные сведения, приводимые Татищевым, не находят подтверждения в известных ныне летописных текстах.
Образ Я. постоянно притягивает к себе внимание писателей, художников и музыкантов нового времени. Княгиня XII в. становится героиней ряда произведений, а ее Плач — постоянным источником разноплановых реминисценций. Я. вызывала больший интерес у авторов XIX — XX вв., нежели фигура центрального героя произведения.
Сразу же после опубликования «Слова» к этому образу стали обращаться поэты (напр., М.М.Херасков, Ф.Н.Глинка и др.). Возник ряд поэтических переводов Плача на русский и украинский языки (И.Козлов, П.П.Шкляревский, Т.Шевченко, А.Прокофьев и др.). Особенно дорожили образом Я. поэты конца XIX — XX вв., среди них К.Случевский («Ты не гонись за рифмой своенравной…», 1901); В.Я.Брюсов («Певцу «Слова»», 1912); М.И.Цветаева (Цикл «Лебединый стан», 1917-1921); О.Ф.Берггольц («…Я буду сегодня с тобой говорить…», 1941); П.Г.Антокольский (поэма «Ярославна», 1944) и др.
Плач Я. нашел отражение и в драматургии. Его использовали в своих трагедиях Г.Р.Державин («Бвпраксия», 1808) и М.Крюковский («Елизавета — дочь Ярослава», 1820), а также автор пьесы «Мамаево побоище» (1864) Д.В.Аверкиев. Самое знаменитое воплощение образа Я. — в опере А.Б.Бородина «Князь Игорь» (1869-1887). В числе других музыкально-сценических произведений балет Б.И.Тищенко «Ярославна» (1974).
Я. запечатлели в своих работах графики, живописцы, иллюстраторы (В.Г.Перов, И.Я.Билибин, В.А.Фаворский, Н.К.Рерих, И.Голиков, Д.С.Бисти, И.С.Глазунов, К.Васильев).




Похожие:

Ярославна iconКакие крылатые выражения связаны с этими предметами
Имя главной героини «Слова о полку Игореве» жены князя Игоря было Ярославна
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы