|
Как помочь ребенку учиться? советы – рекомендации для родителей будущих первоклассников Разговор с родителями ВВЕДЕНИЕ Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребёнка. От пяти до семи лет совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. Происходят существенные изменения в органах и тканях тела, повышается физическая выносливость ребёнка. Развиваются крупные мышцы, повышается работоспособность. Дети этого возраста становятся более независимыми, самостоятельными. Расширяются и усложняются их отношения с окружающими. У ребёнка появляются новые мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, возникают самые разные потребности, которые быстро сменяют друг друга. Особенность этих потребностей заключается в том, что они переживаются как неотложное хотение. Утомление, повышающее эмоциональную возбудимость, усиливает импульсивную активность шестилеток, а скудный социально-нравственный опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми. К старшему дошкольному возрасту детиприобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов. Интеллектуальная готовность ребёнка — важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Ваш ребёнок приступает к систематическому школьному обучению. Перед ним открывается замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия в страны чисел и слов, в прошлое и будущее. Он узнает, как устроены звери, птицы и растения, научится решать сложные задачи, начнёт понимать книги, написанные на иностранном языке. На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Что-то не будет удаваться, где-то потребуется приложить очень значительные усилия. Но если относиться к этому спокойно, не терять бодрость духа, сохранять настойчивость, то любые трудности удастся преодолеть. А готовить ребёнка к школе надо с двух-трёх лет. Однако многие родители очень часто рассуждают примерно так: — Нет, я не буду своего ничему учить заранее, пойдёт в школу, там его всему и научат. Кто-то должен научить вашего ребёнка читать, считать и писать. Почему же не мать? Не отец? Почему мы сознательно отказываемся от этого? Известно, например, что историк Карамзин сам обучал своих сыновей немецкому языку. Занимался со своими детьми и Лев Толстой, не говоря уже о жене его Софье Андреевне. Почему же сейчас бытует твёрдая уверенность, что наших детей должны воспитыватьтолько другие, официальные люди — воспитатели детского сада, учителя? Конечно, современная жизнь трудна, трудно за всем угнаться, в особенности женщинам. И всё-таки... Нам, родителям, следует открывать как можно больше миров своим детям: мир интересных книг, мир увлекательного чтения, мир прекрасных путешествий вместе с путешественниками всех времён и народов, мир исторических тайн и преданий, мир искусства. Ведь именно первый класс решает судьбу всего школьного обучения. И он является серьёзным испытанием как для ребёнка, так и для родителей. А самое главное — умения, навыки и запас знаний вашего ребёнка закладываются дома, ещё до школы. Не бойтесь учить детей как можно раньше всему — потом будет легче и вам, и вашему ребёнку. Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые шесть-семь лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Интересного вокруг много, но ключи к этому интересному вы должны выковать для своих детей сами, с терпением примеряясь к собственному ребёнку. Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать, содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. Мы надеемся, что наши советы помогут Вам лучше разобраться в специфике возраста дошкольника, соотнести требования школы с психологическим обликом вашего ребёнка ипрактически помочь подготовить его к школе. 1. ВВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения: • общее недоразвитие речи; • нарушение процессов чтения и письма; • нарушение памяти; • низкую концентрацию внимания; • нарушения словесно-логического мышления. Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет логопед, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители. Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения. Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами и ходит на лыжах), вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок: ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью: Вам, наверняка, знакомо состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни и предстоит что-то новое, неизвестное. На душе и печаль, и радость, и нетерпение, и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте своего ребёнка. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, не легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни. Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую определённостьконтурам школьного будущего, и это несколько успокаивает будущего школьника. По мнению детей, "настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки". Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность — и для ребёнка, и для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребёнок сочтёт себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в другие игры. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным игроком, ревностным исполнителем школьных правил, такой ребёнок сыграл роль "настоящего школьника" на славу, но всё это ему надоело. И он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика. Поэтому так важно для родителей в этот непростой период помочь ребёнку настроиться именно на реальную школу, где ребёнок должен будет в первую очередь учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой. И во многом от того, как вы сумеете настроить своего ребёнка, будет зависеть, как он начнет свою учёбу в школе. 2. Психологическая готовность к школе Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь. А начните эту жизнь со следующего: — расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе; — на доступных примерах покажите своему ребёнку важность уроков, оценок, школьного распорядка; — воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний; — воспитывайте произвольность, управляемость поведения; — никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил; — внимательно и заинтересованно относитесь кбудущим занятиям в школе. Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы: 1. Хочешь ли ты идти в школу? 2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? 3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться — в школе с учительницей или дома с мамой? 4. Что делает учитель в школе? 5. Для чего нужны парта и звонок в школе? О сложившемся правильном отношении кшколе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний, лучше учиться с учительницей в школе, предпочтение школьного обучения домашнему. Но если так случилось, что ваш ребёнок проявляет, в основном, интерес к внешней стороне учёбы, то есть кшкольным принадлежностям, к правилам поведения в школе, то не огорчайтесь. Этот интерес недолог, через 2-3 месяца он исчезнет, аему насмену придёт интерес к знаниям, к содержанию занятий. Однако у вашего ребёнка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него ещё не сформировалась, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому вы должны быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребёнок сам, наблюдая за другими детьми, придёт к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению. 3. Какими качествами должен обладать ваш ребёнок Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1-ом классе. Эти качества можно представить следующим образом: — внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению; — хорошая память; — сообразительность; — любознательность; — развитое воображение; — начальные навыки чтения, письма, счёта; — физическая ловкость; — волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу); — организованность, аккуратность; — дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми. Тем не менее, родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях эти замечательные качества, потому что они станут залогом их успешной учёбы в дальнейшем. Родителям нельзя забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребёнок доверчив и открыт любому школьному начинанию. И это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребёнка нужные положительные качества. 4. Школьная готовность Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. 5Пожалуйста, разговаривайте с детьми! Ваш ребёнок должен знать, что это счастье — даже несколько минут разговора с папой или мамой. Ваша дочка должна посматривать на часы во время вечерней прогулки: "Нам с мамой ещё надо поговорить!" А что делать, спросите вы, если в семье это не заведено? Если все уже стали молчунами? Разговаривать! Умение разговаривать друг с другом — это не просто умение произносить слова. Это умение по-особенному организовать жизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье нетолько рассказывают, но и слушают. Разговаривайте с детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в детском саду. Приучайте ребёнка ежедневно делиться с вами — это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним постоянно обо всех событиях, спрашивайте обо всём. Можно организовать речевую разминку "Спроси — отвечу". Вы предлагаете ребёнку задумать какой-нибудь предмет, а вы задаёте вопросы, на которые можно отвечать "Да" или "Нет". Например, задумали предмет "книга". — Это живое? — спрашиваете вы. — Нет, — отвечает ребёнок. — Это нужно для еды? — Нет. — Это одежда? — Нет. — Для учёбы? — Да. — Учебник? — Почти да. — Книг а? — Да. Игровое упражнение "Вопросы цепочкой" несколько отличается от предыдущего. Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые были бы короткие "да" и "нет". Родители должны так сформулировать вопрос, чтобы ребёнку необходимо было дать развёрнутый ответ. Приведём примеры подобных вопросов: чего тебе сейчас больше всего хочется? О чём ты задумался? Где ты был вчера? Почему ты такой грустный? Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Памятка для родителей В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо: • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он самприложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых; • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка; • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона; • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия; • проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития. Родителям важно знать: • ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития; • выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей; • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы; • занятие не должно продолжаться свыше 15 минут,более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4—5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ; • занятие не следует перегружать заданиями; • на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений; • к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие. Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления. Направления 1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи Ребенку важно уметь: • определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце). Например :арбуз, шарик, река; • делить слова на слоги. Например : ли – са ,бе- ре- за; • различать твердые и мягкие согласные. Например МА-МЯ ; [ М ] [М']; • различать гласные и согласные звуки. Например: А, О ; Б, Ф; • различать слова, похожие по звучанию. Например: ВОЛ - КОЛ; • различать слова, отличающиеся одним звуком; • находить слова, в которых нет заданного звука. Например : [ У ] : машина, тетрадь, утюг, петух ; • осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук. Например : кино, ки , [ к' ]; 2. Формирование правильного звукопроизношения Причины нарушения звукопроизношения различны — привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата. Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме. Занятия эффективнее проводить в игровойформе. Продолжительность занятия должна быть не более 15—20 минут. 3. Развитие моторики и графических навыков Необходимо тренировать: • пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.); Например: ![]() Графический диктант (рис. 50). ![]() Графический диктант (рис. 51). ![]() Конь ретивый, Долгогривый Скачет полем, Скачет нивой. Кто коня Того поймает, С нами в салочки Играет... • общую моторику; • мелкую моторику—развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки , мозаика, лего, пластилин и т.д.); Используя приемы: • пальчиковые игры; Например: «Пальчики кивают» Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку — «кивание» одного пальца 2-4 раза. ![]() • штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т. д.) Например: ЗВУКИБУКВАМ Обведи контур синим карандашом. Заштрихуй букву по образцу. ![]() Допечатай, ![]() + Прохлопай слова. Найди М: погремушка, мячик, пирамида, МАШИНА, кубики. ![]() Или Напечатай то, что услышишь: (аи), (ооа), (иао), (ии). ![]() Повтори слова (из предыдущего задания) со звуком О. Переставь слова местами: последнее слово поставь вперёд, а первое — последним. Осень Все предлагаемые темы обговаривайте с ребёнком. Дорисуй листочки. Закрась. ![]() ![]() 4. Развитие звуко-буквенного анализа Ребенка надо научить • устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами; • понимать смыслоразличительную роль буквы. 5. Развитие словаря Формировать умения: • определять количество и последовательность слов в предложении; • составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам; • пересказать текст; • рассказать сказку. 6. Обучение чтению Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, советам то это будет хорошей профилактикой нарушений письма. Советы для родителей СОВЕТ ПЕРВЫЙ: приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением (желательно у логопеда). СОВЕТ ВТОРОЙ: не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!! СОВЕТ ТРЕТИЙ: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сэили рэили эр и т.п. СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: на первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги течасти текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребенком. СОВЕТ ПЯТЫЙ: имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки. СОВЕТ ШЕСТОЙ: поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту СОВЕТ СЕДЬМОЙ: не забудьте похвалить ребенка после каждого занятия! Рекомендации 1. Учите ребенка, передвигая его пальчик по горизонтали, читать в строчку букву а. Скажите ребенку, что пальчик всегда движется от линии (в левой части страницы). 2. Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова — названия картинок. Обратите внимание, как широко открывается рот при произношении звука а. 3. Учитеребенка, передвигая его пальчик по вертикали, читать в столбик букву у. 4. Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова — названия картинок. Обратите внимание, как вытягиваются губки при произношении звука у. 5. Учите читать в строчку и в столбик. Пальчик ребенка должен находиться под той буквой (потом слогом), которую он читает. Обращайте внимание нато, что пальчик движется от красной линии. 6. Приучайте ребенка вслушиваться в начальные звуки слов, начинающихся наа, у, о. 7. Поочередно сложив свои губы в немой артикуляции звуков а, у, о, попросите ребенка угадать, какую букву вы назвали. Затем попросите найти ее среди остальных букв. 8. Если дети хорошо запоминают буквы и хорошо ориентируются в прочтении их в строчке, нет необходимости задерживаться на упражнениях в чтении отдельных букв. 9. Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова — названия изображенных на картинках. Затем спросите, на какой звук заканчиваются слова (дом, дым, ком). 10 Запомните: дошкольнику легче всего выделить из слов начальный гласный под ударением, затем конечный согласный. Труднее выделить начальный согласный и очень трудно конечный гласный. 11. Следите за тем, чтобы ребенок правильно читал и называл согласные буквы (коротко, без призвука э). 12. Если дети плохо запоминают буквы, продолжайте их читать. Предложите игру: закрыв глаза, ощупать магнитную букву и угадать, какая это буква. 13. Учите ребенка выделять в словах отдельный звук. Например: « Подними руку, если в слове услышишь звук с». Наряду со словами, содержащими заданный звук, предлагаются слова и без этого звука. 14. Учить слиянию букв в один слог надо так: показывая карандашом первую букву А и передвигая карандаш (указку) ко второй У , предложите ребенку соединить их дорожкой: «Пой первую букву до техпор, пока ты с мальчиком не добежишь по дорожке до второй буквы». 15. В итоге ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных. 16. Учите детей анализировать прочитанные слоги. Спросите: «Сколько букв ты прочитал(а), какая буква первая, какая вторая?» 17. Приучайте дошкольников определять на слух, сколько звуков (букв) выпроизнесли. Какой звук (буква) был первый, какой второй? Например: ау, уа, уо, оу, ао. 18. Следите, чтобы ребенок не читал слог по отдельным буквам. Напомните, что первую букву надо немного потянуть, а вторую сказать коротко. И не забывайте водить пальчиком по соединительной дорожке! 19. Проведите звуковой анализ слогов ам, ум, а затем предложите сложить эти слоги из букв разрезной азбуки. 20. Чтение прямого слога (согласный + гласный) — самый ответственный момент начального обучения грамоте. Не увлекайтесь механическим соединением букв в один слог, например ми а, как будет вместе? Напоминайте ребенку, что первую букву надо тянуть: ммми, добежав до второй, прочитать ее, не разрывая дорожки. 21. Проведите звуковой анализ слогов ма, му, ам, ум и предложите сложить их из букв разрезной (или магнитной) азбуки. 22. Не допускайте прочтения слогов побуквенно. У некоторых детей этот навык закрепляется, и они долгоне могут овладеть слитным послоговымчтением. Коротко о нарушениях письма и чтения Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: оки но— окно и т. п. К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия. Классификация дисграфических ошибок. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия 1. пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй—урожай; 2. пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей, 3. пропуски слогов и частей слова: стрки— стрелки, 4. замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий; 5. замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай—. урожай, боказываед—показывает; 6. перестановки букв и слогов: онко — окно, 7. недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант; 8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сснег — снег, диктанат — диктант; 9. искажение слова: мальни — маленький, пайщик — чащи; 10. слитное написание слов и их произвольное деление: д ва— два, бой-часов — бой часов, в ся — вся; 11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. | Замерзла речка. Птицам голодно. 12. нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, умчалис — умчались, мач — мяч. Виды нарушений письма Артикуляторно-акустическаядисграфия Пряной возникновения этого вида нарушенийявляется неправильное произношение звуков речи. Ребенокпишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме. Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем) Пучиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации , распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и). Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки: пропуски согласных; пропуски гласных; перестановки букв; добавления букв; пропуски, добавления, перестановки слогов; слитное написание слов; раздельное написание слов; слитное написание предлогов с другими словами; раздельное написание приставки и корня. Аграмматическая дисграфия Причина возникновения – недоразвитие грамматического стороя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и междупредложениями. Оптическая дисграфия Причина возникновения – несформированность зрительно – пространственных функций. Прояваляется в заменах и искажениях на письме графических сходных рукописных букв. (и- ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, з-с и др.). Режим дня для дошкольника Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу правильных клеток головного мозга, как правильное соблюдение режима дня. - если не налажено правильное чередование различных видов деятельности; - если продолжительность ночного сна недостаточна; - если мало времени отводится для отдыха на свежем воздухе – все это приводит к тому, что нервная система истощается. Результат – снижение работоспособности школьника. Правильно организовать режим для дошкольника - это: - обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; - предусмотреть регулярный прием пищи; - установить определенной время приготовления уроков (4 ч – 5.30 ч) - выделить время для отдыха на свежем воздухе доприготовления домашнего задания и после. (не менее 4 ч) В режиме дня школьника необходимо предусмотреть время, которое используется и на дополнительные кружки и секции. Анкета для родителей по теме «Режим дня» 1. Как вы называете своего ребенка дома? 2. Во сколько встает ваш ребенок утром в учебные дни? 3. Подъем вашего ребенка в выходной день? __________________________________________________________________ 4. Регулярно ли чистит зубы ваш ребенок? Да Нет Иногда (подчеркнуть) 5. Заправляет ли ребенок свою кровать? Да Нет Иногда (подчеркнуть) 6. В какое время выполняет ребенок домашнее задание7 В одно и то же время В разное Поздно Вечером (подчеркнуть) 7. Делает уроки самостоятельно или под вашим руководством начинает заниматься? _______________________________________________ 8. Контролируете ли вы учебную деятельность своего ребенка? _______________________________________________ 9. как осуществляете контроль его учебной деятельности? _______________________________________________ 10. С желанием и интересом читает ребенок книги? Да Нет Иногда (подчеркнуть) 11. Сколько времени отводит ребенок на чтение в день? ______________________________________________ 12. Делает ли ваш ребенок зарядку, занимается в спортивных секциях? _______________________________________________ 13. Смотрит ваш ребенок телевизор перед сном? Да Нет Иногда (подчеркнуть) 14. В какое время ребенок ложиться спать? _______________________________________________ Анкета для родителей 1. Какие любимые занятия ребёнка дома? 2. В какие игры и с кем любит играть ребёнок: а) дома б) во дворе. _______________________________________________ 3. Помогает ли Вам ваш ребёнок по дому? _______________________________________________ 4. Выполняет ли ребёнок Ваши указания сразу или приходится на него дополнительно воздействовать? Каким образом? _______________________________________________ 5. С желанием ходит ли Ваш ребёнок в школу? _______________________________________________ 6. Отношение Вашего ребёнка к школе: а) положительное б) нейтральное в) отрицательное. 7. Какими школьными предметами Ваш ребёнок интересуется больше всего? _______________________________________________ 8. Домашнюю работу он выполняет с желанием? а) да б) нет. 9. Домашнюю работу он выполняет самостоятельно? а) да б) нет в) иногда г) ждет вашей помощи. 10. Есть ли у вас дома детские книжки. Часто ли он интересуется дополнительными книгами?_______________________________________ 11. Любит ли Ваш ребёнок читать книги детской литературы или только что задано в школе?_________________________________________ 12. Проверяете ли Вы домашнее задание у ребёнка? а) всегда б) иногда в) не нахожу нужным это делать. 13.Посещает ли он кружки? Какие?___________________________________ 14. Что Вам не нравиться в Вашем ребёнке?____________________________ 15. Как вы считаете Ваш ребёнок дома, со сверстниками какой он по характеру: а) спокойныйв) агрессивныйд) замкнутый. б) интересный в общении г) любознательный 16. Читаете ли Вы книги, журналы дома? а) дав) иногда. б) нет 17. Ваши просьбы, пожелания учителю, школе.__________________________ 18. О чем Вы хотели узнать на собраниях?_____________________________ Подготовка домашних заданий Домашние задания играют большую роль в жизни каждого школьника. Задача учителя - помочь детям самостоятельно выполнять домашние задания, овладеть навыками умственной работы, необходимыми им не только для учения, но и для практической деятельности. Научить ребят самостоятельно работать совершеннонеобходимо. «Человек, который не умеет сам учиться, а лишь усваивает то, что ему говорит учитель, который умеет ходить лишь на поводу, мало на что годен. Нам надо учить подрастающее поколение самостоятельно овладевать знаниями.» Советы - приучать детей к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для домашних заданий, к четкому их выполнению; - выработать у детей навыки самостоятельного руда; - учить детей преодолевать трудности, доводить дело до конца; - приучать детей к определенному порядку приготовления уроков; - держать в порядке, в удобном для использования, необходимые учебные пособия. Памятки. ![]() Каксписывать? Памятка 1 1. Прочитайиповтори, чтобыпонять изапомнить. ![]() 2. Отметьопасныеместа. ![]() 3. Прочитайвслухтак, какнаписано. ![]() 4. Неглядяназапись, такжеповтори. ![]() 6. Проверь: ![]() ![]() Какписатьбезописок? Памятка 2. 1. Диктуйсебеиследи, вселизвуки обозначаешьбуквами. 2. Проверь: ► читайпослогамислушайсебя - всели звукиобозначены; ► отмечайопасныеместа. Работа по учебнику. Памятка 3. 1. Прочитай задание 2. Внимательно прочитай текст упражнения. 3. Вспомни нужные для выполнения правила, если забыл, прочитай в учебнике. 4. Еще раз прочитай задание. 5. При выполнении упражнения еще раз подумай над каждым словом трудным или незнакомым. Выясни его смысловое значение, проверь правильность написания, пользуясь нужным правилом, только после этого записывай. 6. После того, как списано все упражнение, выполни к нему задания, проверь, все ли правильно сделал. Как составить план рассказа. Памятка 4. 1. Прочитай рассказ (наметить его части) 2. Разделить рассказ на части (одна часть от другой отличается содержанием) 3. Прочитать первую часть, выделяя в ней главное. 4. Озаглавь эту часть 5. Ту же работу (3 и 4) проделай по другим частям. 6. Прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли вспомнить содержание. Краткий пересказ по плану. Памятка 5 1. Раздели рассказ на части. 2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию. 3. В каждой части рассказ выделить важные мысли. 4. Пересказать каждую часть по плану. Работа над задачей. Памятка 6 1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говориться в задаче. 2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж. 3. Объясни, что показывает каждое число и повтори вопрос. 4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи,если нет, то почему? Наказание и поощрение наших детей Похвалаявляясь сильнодействующим средством, обладает свойством наркотика. Ее ребенок хочет слышать еще и еще. Отношение ребенка к себе во многом зависит от людей, которые его хвалят. Похвала - витамин души. В ней нуждаются все. Особенно нуждаются в похвале три типа детей: 1. Кто ощущает свою неполноценность. 2. Дети способные, развитые, которым все легко удается. Они всегда полны сил, всегда впереди. Если их не хвалить, они могут «потерять» свои силы. 3. Самолюбивые дети, они не выносят ни малейшего неодобрения, склонные к обидчивости. В детском возрасте - это хвастунишки, к ним надо относиться внимательно, бережно. Хвалить ребенка можно за отвагу, преодоление страха, что – тио сделанное своими руками. Если есть сомнения хвалить или не хвалить – хвалите! К вам единственная просьба: а наказывая ребенка, подумайте: зачем наказываете?За что? Если наказываете, то сразу и говорите ребенку за что, но ни в коем случае не спустя день, неделю. Физическое наказание – допустимо ли оно? Ни в коем случае! Нельзя даже шлепать детей младше 3 лет, трогать лицо, голову, наказывать или угрожать орудием, причинять боль насильственно, наказывать хладнокровно. Наказывать ребенка старше 7 лет в присутствии егосверстников нельзя. А старше 10 лет в присутствии посторонних людей,. Нельзя наказывать нервных детей с большой восприимчивостью, глубоко впечатлительных, наказывать с применением силы девочку старше 10 лет , а мальчика - 14 лет. Важно помнить: 1. Наказание не должно вредить здоровью. 2. Если есть сомнение: наказывать или нет - не наказывайте! 3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено много, наказание может быть суровым, но только одно. 4. Никогда не лишайте ребенка похвалы, не отнимайте подарка. 5. Недопустимо запоздалое наказание. 6. Не унижайте ребенка. 7. Если ребенок наказан, значит он уже прощен. О прежних его проступках больше ни слова! Допустимы легкие , неунизительные наказания: стояние в углу. Но ни в коем случае недопустимы в наказание уроки, чтение, работа. Эти «наряды вне очереди» способствуют лишь отвращению ко всему. Важно помнить, что дети всегда учатся жить у жизни: - если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; - если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности; - если ребенка высмеивают, он становится замкнутым; Список литературы 1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. 1994. 2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе познания с природой. 1978. 3. Житникова Д.Л. Учите детей запоминать. 4. Жукова Н. Домашний букварь . 2005 5. Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь века. 1992 6. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. 1979. 7. Матюгин И.Ю. , Чакаберия Е.И. Зрительная память. 1993 8. Мелик – Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. 1987. 9. Сохина Ф.А. Подготовка детей к школе в детском саду. 1977 10. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. |
![]() | Конкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи» «Разговор о правильном питании» и соответствует теме «Кулинарная история». Реализация данной программы происходит на классных часах... | ![]() | Закон государства Сегодня мы продолжим наш разговор о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде, чем получать новые знания, давайте... |
![]() | Закон государства Учитель: Сегодня мы продолжим наш разговор о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде, чем получать новые знания,... | ![]() | 2. Выразить корректно сочувствие по поводу создавшегося положения. Начать разговор на нейтральную тему, часто задавая вопросы таким образом, чтобы подросток отвечал «Да», «Согласен» Затронуть разговор на нужную тему как бы ненароком, осудив случившееся, подчеркнув то, что прошлое не изменишь, а будущее впереди... |
![]() | Разговор с лошадью. Изучение общения человека и лошади. Генри Блэйк Уэльсе. С 1970 года все свое время он посвятил только изучению лошадей. Разговор с лошадью – это результат удивительного понимания... | ![]() | Документи 1. /Разговор со старым ружьем/Аннотация.doc 2. /Разговор... |
![]() | Приказ №73 «Об итогах муниципального дистанционного конкурса иллюстраций для книжки творческих работ участников 2-ой муниципальной Интернет-викторины «Разговор о правильном питании» «Разговор о правильном питании» для учащихся 1-6 классов. В оргкомитет поступило и было рассмотрено 120 работ юных авторов из 8 образовательных... | ![]() | Содержание введение 4 подача апелляций 13 введение 4 подача апелляций 13 введение Указом президента РФ от 13. 03. 1997 №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории... |
![]() | Введение новых образовательных стандартов в начальной школе Предусмотрено поэтапное введение фгос, поэтому нововведение коснется только первоклассников, ребята 2 – 11 классов продолжат обучение... | ![]() | Методическое пособие для работы с родителями 2010 Содержание Введение. 3 стр. Глава Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? 6 стр Почему новый предмет вводится на «стыке» начальной и основной школы? 10 стр |
![]() | Методическое пособие для работы с родителями 2010 Содержание Введение. 3 стр. Глава Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? 6 стр Почему новый предмет вводится на «стыке» начальной и основной школы? 10 стр |