Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока icon

Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока



НазваниеСочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока
Дата конвертации13.10.2013
Размер100.01 Kb.
ТипСочинение
источник
1. /Сочинение по картине.docСочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока

Урок развития речи в 7 классе.

Тема урока. Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

(2 урока)

Цели урока:

1) подготовить учащихся к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»; закрепить умение детей создавать связный текст – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;

2) закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках изобразительного искусства;

3) пополнить словарный запас учащихся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковыми словарями и словарями синонимов);

4) развивать языковое чутье, учить редактированию текста (своего и товарища).

Оборудование: репродукции натюрмортов П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», «Сирень», «Сирень у окна», искусственные цветы сирени.

Словарно – стилистическая работа.

Накануне сочинения ученикам дается задание найти в толковом словаре значение слова натюрморт.

Оформление доски:

Таблица

(заполняется в процессе работы)

Тема урока

Эпиграф

План

(натюрморт, картина

автор, живописец)



В этом букете все живет, цветет и радуется.

П.П.Кончаловский.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задачи урока.

Сегодня у нас урок развития речи. Мы познакомимся с картиной русского художника Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине», внимательно рассмотрим репродукцию картины, поговорим о ней, а потом напишем сочинение.

 Рассмотрите репродукцию картины. Попробуйте определить, к какому жанру живописи относится эта картина. (Натюрморт)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу -

Знай, что это - натюрморт!

  Кто знает, что означает слово натюрморт?

(Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. предметов.)

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта. Художники изображали самые скромные, обычные вещи. Но своим мастерством они придавали им красоту и поэтичность. В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке.

III. Рассказ учителя о художнике.

Натюрморт «Сирень в корзине» принадлежит кисти известного русского художника Петра Петровича Кончаловского (1876–1956). Он очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат.

П.П.Кончаловский говорил, что в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах. И в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще. Он писал: «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучать так же глубоко, как и все другое. Цветы – великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах; и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я ищу их, как музыкант играет гаммы…».

Любимые цветы П.П.Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен, например: «Сирень», «Сирень в корзине». «Сирень у окна» и др.

IV. Беседа по картине «Сирень в корзине» (упр.751).

  Какое время года вы вспоминаете, глядя на эту картину?

(Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, о теплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег.)

  Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

(На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Оно такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя.)

  Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

(На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: светло-лиловую, темно-красную, белую, розоватую.)

  Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета.

(В центре букета высокая ветка темно-красной сирени. Под ней небольшая ветка белой сирени с жемчужным оттенком и ветвь розоватой сирени.)

  Какого цвета сирень в левой части букета?

(Темно- красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая с серебристым оттенком.)

  Опишите сирень, которая украшает правую часть букета.

(Справа кисти сирени свисают почти до самого стола. Темно-красные грозди перемежаются с бледно-сиреневыми, розоватыми и белыми.)

  Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? (Нет)

  Почему?

(П.П.Кончаловский стремился передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепесточки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ.)

  Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину веток и величину цветов сирени?

(Тяжелые, крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки-цветы. Их много.)

  Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматный.

(Душистый, пахучий, благоухающий.)

  Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному?

(Сирень на картине изумительная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная.)

  Все ли листья сирени одинаково освещены?

(Нет. И выглядят они по-разному. Вверху слева листья светло-зеленые, в середине букета внизу – темно-зеленые.)

  В чем стоит сирень?

(В корзине, которая сплетена из прутьев. Верхняя ее часть скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями.)

- Почему художник изобразил сирень в корзине, а не в хрустальной вазе?

(Главное на этом полотне – цветы, и именно к их красоте, свежести, обилию оттенков прежде всего привлечено внимание зрителей. Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных цветов. Кроме того, в широкой корзине пышные грозди ничто не стесняет, они могут расположиться свободно и выглядят естественно.

  На каком фоне изображена сирень?

(На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого в сад окна. Фон темно-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенками.)

  Почему художник избрал такой фон?

(На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.)

  Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

(Конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им.)

V. Сопоставление картин «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского и «После дождя» А.М. Герасимова.

- Что в них общего? А чем они различаются? Одинаковое ли настроение передают?

(Обе картины проникнуты любовью к природе, к тем ее обыкновенным явлениям, которые стали для нас привычными, поэтому красоты их мы чаще всего не замечаем. Эти картины заставляют вспомнить знакомые каждому ощущения: наслаждение промытым теплым летним дождем воздухом, чистотой и свежестью, разлитой в природе, нежным благоуханием свежей сирени, богатством оттенков прекрасных цветов. Художникам удалось передать светлое, радостное настроение, восхищение красотой родной природы и свою к ней любовь.

V. Словарно-стилистическая работа (составление таблицы).

   Давайте запишем слова и словосочетания, которые вы можете использовать в своих сочинениях:

Написать (что?) (натюрморт, картину);

синонимы к слову художник (автор, живописец);


Сирень(какая?)

бледно-розовая, темно-красная, лиловая, жемчужная

оттенок

голубоватый, серебристый, сиреневый

грозди

тяжелые, крупные, пышные

листья

светло-зеленые, темно-зеленые

фон

темно-зеленый с серо-коричневым оттенком

впечатление

прекрасная, великолепная

отношение к картине

наслаждаться, любоваться, восхищаться



VI. Слово учителя.

Эта чудесная сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные цветы. Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский. 

Чтение стихотворения «Сирень».

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад, 


Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь - дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

  Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени?

(Грозди у сирени тяжелые, мокрые; ветка росистая; цветы белые, темно-лиловые.

  Найдите в толковом словаре значение слова лиловый.

(Лиловый – светло-фиолетовый)

  Чем является сиреневый сад для поэта?

(Сиреневый сад для поэта – это душистое море, осыпающиеся лепестки – лепестковый дождь)

И поэт, и художник изображают один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы, ее благоухание. Сирень художника мы видим. Мы понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. П.П.Кончаловский очень любил родную природу, восхищался ее щедростью и красотой. Он так сказал о своей картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется».

VII. Моделирование текста.

1. Запись плана описания картины.

План.

I. Вступление. (Название картины. Автор. Жанр.)

II. Основная часть.

1. Сирень (ее цвет, грозди, листья, запах)

2. Корзина.

3. Фон натюрморта.

4. Какое настроение передает картина?

III. Заключение.

Ваше личное отношение к картине (Если нравится / не нравится, то почему?)

2. Определение стиля и типа речи.

  Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный)

  Какой тип речи будет основным в сочинении: повествование, описание или рассуждение? (Описание)

VIII. Работа над черновиком.

(Устное сочинение как подготовительное к письменной работе исключается, поскольку беседа, проведенная во время анализа картины, в достаточной мере готовит учащихся к письменному сочинению, В этом случае в сочинениях у школьников проявляется больше самостоятельности.)

Сейчас вы самостоятельно поработаете над сочинением. Попробуйте описать картину так, чтобы человек, который ее не видел, смог представить ее себе, мысленно увидеть так, как видим мы с вами. Завершая сочинение, попытайтесь передать ваше впечатление от увиденного. Помните, что не обязательно включать в сочинение абсолютно все, что мы записали, выбирайте те слова и выражения, которые вам больше нравятся. Но постарайтесь подобрать как можно больше прилагательных, передающих краски и ощущения. Необходимо избегать повторов, не стройте слишком длинных предложений, но и очень короткими они не должны быть. Послушайте примерное описание картины.

«На картине П.П.Кончаловского изображена праздничная и яркая сирень. Посмотришь на нее и остановишься пораженный. Вот склонились тяжелые кисти темно-красной, серебристо-белой и бледно-лиловой сирени. Почти до половины не видно корзины, в которой стоят цветы. Торжественно выглядит в середине букета высокая темно-красная ветка. А как нарядна нежно-розовая сирень! Какие у нее оттенки – жемчужные, лиловые, светло-лиловые! Весь букет окаймляют изумрудные листья. Сверху они так хорошо освещены, что местами кажутся золотистыми. Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь ее аромат. Кажется, чудесный душистый запах наполняет всю комнату.

Художник изобразил эту великолепную сирень на темно-зеленом и серо-коричневом фоне. Он очень хорошо сочетается с окраской цветов.

Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и как-то сразу становится радостно на душе. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени. «В этом букете все цветет, живет и радуется», - писал сам П.П.Кончаловский. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюбленный в родную природу».

IX. Редактирование текста.

Первым пробует исправить свой текст сам автор, потом уже выслушиваются мнения товарищей. Замечания должны высказываться только в корректной форме.

(Я думаю, мне кажется, по-моему)

X. Переписывание на чистовик.

XI. Заключительный этап урока.

а) Д/з. Закончить переписывание сочинения на чистовик.









Похожие:

Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока iconСочинение по картине. Задачи урока: Обучающие
Урок развития речи в 4-м классе Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения: Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная,
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока iconРассказ по картине О. Д. Яновской "Ждут". Урок по развитию речи в 7-м классе Цели урока: развитие навыков устной и письменной речи
Задача урока: повторить теоретические сведения о рассказе, его композиции и применить на практике – написать рассказ, используя репродукцию...
Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока iconПлан урока №1 Тема урока Системы автоматизированного проектирования. Тип урока Урок формирования новых знаний Вид урока
Цели урока: 1 Учебная обучающие должны иметь представления о разнообразии программных средств создания инженерной графики
Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока iconСлайд № Тип урока: объяснение нового материала Цели урока
Цели урока: 1 дать определение прямой речи, научить различать прямую речь и слова
Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока iconПримечание Баллы
Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения...
Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока iconУрок № Дата : Тема урока : Цели урока : 1 2 3 План урока. № Этап урока I

Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока iconТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цели урока
...
Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока iconТема урока: Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Цели урока
Цели урока: создать содержательные условия усвоения учащимися изучаемого материала о механизме работы кожно-мышечного, обонятельного...
Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока iconКонспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща»
Автор – Никулина Г. Б., учитель русского языка и литературы моу «сош №24» г. Сыктывкара
Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». (2 урока) Цели урока iconПрограмма «Блокнот» Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока: урок смешанный Задачи урока: Образовательная
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление темы и цели урока
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы