«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи icon

«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи



Название«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи
Дата конвертации14.10.2013
Размер69.99 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Власть и церковь.docx
2. /Внешняя политика в XVII в..docx
3. /Начало смуты.docx
4. /Новые явления в экономике 17 век.doc
5. /Политическое устройство.doc
6. /Предпосылки петровских преобразований.doc
7. /Рабочий лист Народные движения.docx
8. /Сословный быт в 17 веке.docx
9. /внешняя политика екатерины 2.doc
10. /внутр и внеш политика бориса годунова.docx
11. /дворцовые перевороты.docx
12. /ек 2.docx
13. /закрепление предпосылок петровских реформ.docx
14. /итоговый тест по смуте 2 варианта.docx
15. /конец смуты.doc
16. /концу смуты.docx
17. /крестьянская война под предводительством пугачева.docx
18. /павел 1.docx
19. /приложение к концу смуты.docx
20. /раздатка причины смуты.doc
21. /смута 2.docx
22. /тест россия в 17 веке.doc
23. /экономика при екатерине.docx
24. /этапы закрепощения крестьян.docx
«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи
Урок 20. «Внешняя политика России в xviiв.»
Цели урока: Выявление причин начала Смуты в России в начале XVII в. Обретение учащимися собственной заинтересованной позиции по отношению к проблемным моментам отечественной истории;
Урок № Россия в 17 веке. Новые явления в экономике. Д\З п 4, в. 3-6 Рт №4
Алексей Михайлович Романов Основные понятия: крепостное право, Соборное уложение 1649 г., самодержавие Ход урок
I. Задачи урока
Рабочий лист (ф и. ученика) 7 класса по теме «Народные движения в XVII в.» Прочитайте пункт «Причины и особенности народных выступлений»
Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке
1. историко-познавательные
Россия на рубеже 16-17 вв. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
Вступительное слово учителя
Ход урока I. Оргкомитет II. Историческая пятиминутка
7 класс. История России. Тема: Предпосылки петровских реформ. Задания для закрепления. 1-й вариант в чем, по мнению В. О. Ключевского, заключалось «преобразовательное настроение»
В. И. Шуйский б первый «выборный царь», опирался на дворянство
Тема: Окончание Смутного времени
Блок № События
«Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева»
Вводное слово учителя
Блок № События
О зачале разбойничества во всей России
Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный жив, из чего следовало, что правление
Итоговый тест. Тема «Россия в XVII в.» Вариант 1 Часть 1
План. Территория и население
Istross7

«Власть и церковь. Церковный раскол»


Цели и задачи:

- дать ученикам знания о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVIIIв.

- освятить проблемы в отношениях между церковью и государством, рассказать о личности патриарха Никона и протопопа Аввакума;

- объяснить значение реформирование церкви в правление Алексея Михайловича;

- рассказать о причинах и последствиях церковного раскола.


Основные понятия и названия: раскол, старообрядцы, раскольники, протопоп.


Основные даты и события (на доску):

- конец 40-х г. – создание кружка ревнителей древнего благочестия.

-1653-1655 г. – начало церковной реформы Никона.

- 1666-1667 г. – Церковный собор.


Тип урока: урок-презентация.


Ход урока


IПроверка домашнего задания.

1) В каком году был созван последний Земской собор? Почему?

2) Во второй половине XVII в. в центральном управлении усиливается роль каких учреждений?

3) Кого во главе уездов царь назначал?

4) Как назывались органы местного самоуправления?

II Изучение нового материала.

План:

1) Церковь после Смуты.

2) Патриарх Филарет.

3) Реформа патриарха Никона.

4) Усиление разногласий между церковной и светской властью.

5) Церковный собор 1666-1667 г.

6) Протопоп Аввакум.


Ввиду достаточной сложности излагаемого материала методически верно провести данный урок с использованием презентации MicrosoftPowerPoint.


Дополнительный материал к уроку:

  1. Церковь после Смуты.

  2. Русская Православная Церковь играла огромную роль в жизни страны. Вспомните : что пообещал самозванец Лжедмитрий I польским магнатам и католической церкви и почему он не выполнил обещание?

  3. Какую позицию занимала православная церковь во время польской интервенция? ( именно она призвала народ к защите православной веры и восстановлению царства (патриарх Гермоген)

  4. В период правления Михаила Федоровича кто был фактическим правителем России? (отец Михаила патриарх Филарет)

  5. В 1640-х годах в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия, возглавляемого Стефаном Вонифатьевым. Ревнители древнего благочестия были за наведение порядка в церковной среде, улучшение нравов духовенства, за укрепление веры в народе . Включение Белоруссии и Украины в Российское государство вызвало проблему несовпадение обрядов. Особенно волновали их расхождения, имевшиеся в богослужебных книгах. Побывавший в Москве в 1649 г иерусалимский Патриарх обвинил русских иерархов в отступлении от греческих обрядов.


Урон, нанесенный обителям и храмам Руси в годы смуты, был огромным. После изгнания поляков провели приблизительные подсчеты потерь. В Москве сгорели от пожара, вызванного поляками Гонсевского, практически все 450 храмов. Соборы Кремля и Китай-города хотя и сохранились, но стояли обобранными и разграбленными: оклады икон, утварь, другие ценности, – все, что не было изъято при Шуйском, было расхищено поляками. В других областях России потери были столь же велики. Так, при разорении Толгского монастыря было убито 46 монахов. При взятии кафедральной Вологды в сентябре 1612 года поляки убили 3 протоиереев, 34 священников, 6 диаконов, 6 иноков, – то есть практически было уничтожено все духовенство. Один лишь епископ Вологодский Сильвестр едва сумел избежать гибели. О разрушениях в МакарьевскомКалязинском монастыре скупо сообщается следующее: «Мощи святого Макария повергли на землю, серебряную раку рассекли, игумена и всю братию, всех людей избили, всю монастырскую казну взяли, монастырь сожгли». Такая же участь постигла практически все русские обители и храмы. Все эти поруганные святыни нужно было восстанавливать и приводить в порядок, заново освящать.


2) Патриарх Филарет.

В 1600 г. Федора Никитича Романова, приближенного царя Федора Ивановича, при Годунове насильно постригли в монахи под именем Филарет. В 1605 г. ЛжедмитрияI провозгласил его Ростовским митрополитом, а в 1608 г. Лжедмитрий IIподтвердил Филарета на патриаршем престоле. В 1610 г. патриарх возглавил посольство к польскому королю Сигизмунд под Смоленск, но был задержан в польском плену, и вернулся лишь в 1619 году, и с этого момента был не только главой Русской церкви, но и фактически правителем страны.

Он способствовал увеличению церковных земель, поощряя земельные вклады прихожан «на помин души», что приводило к сокращению земельного фонда, из которого государь раздавал поместья.


Поскольку православие пришло на Русь из Византии, было решено исправить тексты по греческим первоисточникам. Однако это и вызвало раскол в церкви и обществе. Причина раскола: резкое изменение устоявшихся многовековых церковных традиций и обычаев.

В 1652 г Патриархом Русской Православной Церкви стал Никон. Он проводит реформы резко и деспотично. Все иконы и богослужебные книги Никон приказал переписать, а старые – сжечь .Но реформы касались только обрядовой стороны.

Задание классу : найдите в учебнике на стр. 70 нововведения Никона.

(ученики читают, а учитель записывает на доске: (слайд № 7)

До реформы

после реформы

Двумя перстами

Идти по солнцу

Земные поклоны  

Исус

тремя перстами

против солнца

поясные поклоны

Иисус

В 1654 году на церковном Соборе царь поддержал нововведение Никона. Но были и противники Никона, которых обвинили в расколе и отлучили от церкви.

Чтобы лучше понять природу церковного раскола, остановимся на личностях главных участников этих событий.

(чтение докладов: Никон , Аввакум )

Многие люди отвергли реформы Никона . Среди старообрядцев были священники, монахи, крестьяне, дворяне. Великий русский художник Василий Иванович Суриков написал картину «Боярыня Морозова» . ( стр. 73 в учебнике).

Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение.

Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60.

Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.

Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.

Итак, во второй половине 17 века в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть духовенства и мирян отвергли церковные реформы Никона. Появилось старообрядчество.


3) Реформа патриарха Никона.

Никон родился в 1605 году в семье крестьянина Мины и при крещении получил имя Никита. Мальчик рос тихим, неразговорчивым (его мать рано умерла). Но была у него отдушина – он подружился с дочерью священника из села Колычево. Священник выучил его читать, писать, и задавать вопросы, которые ставили священника в тупик.

В 20 лет он женился на Настасье (дочери священника), но бог им детей не дал. Увидев в этом божий промысел, Никон уговорил жену постричься в монахини, а сам отправился на Соловки. Позже он часто будет переходить из одного монастыря в другой – уж больно неуживчивый был у него характер, а также ярко выраженное стремление к власти.

Царь Алексей Михайлович познакомился с Никоном в 1646 г., когда тот отправился в Москву за сбором подаяния. Много знавший Никон сумел произвести на царя впечатление. Он был оставлен в Москве и возведен в сан Архимандрита Новоспасского монастыря.

Находясь под протекцией юного государя, Никон вскоре добился полного его расположения, и в 1652 г. был возведен в сан патриарха.

Чтобы еще сильнее утвердиться как самовластный владыка Русской церкви, Никон инспирирует реформы, которые, в основном, затронут лишь обрядово-церковную сферу.

Еще в XVI в. было замечено множество расхождений и недосмотров в церковных книгах. Много сложностей было и с переводами богослужебных текстов: одни переводчики плохо знали греческий, другие – русский языки.

Так как книги, напечатанные в Западной Европе, считались неправильными и даже еретическими, то в основном пользовались в основном для сверения славянские списки.

Множество ошибок и неточностей отметили прибывшие в Москву в начале 50-х г. восточные патриархи Гавриил и Афанасий. В то же самое время стало известно, что ученые старцы в греческих монастырях на Афоне сожгли русские печатные книги как содержащие множество еретических мнений.


4) Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Придворные круги были недовольны усилением власти Никона, кроме того, у патриарха постепенно возникли острые разногласия с царем. Связано это было со стремлением вывести церковь из-под контроля государственной власти и подтвердить превосходство церкви над государством.

Дело в том, что многие реформы Никон проводил самостоятельно, не оглядываясь на чужое мнение. Предписания патриарха не были подкреплены решением церковного собора, а исполнялись единоличным распоряжением. Эти меры вызывали негодование верующих.

Постепенно Никон становился все более влиятельным. Во время войне с Польшей и Швецией Никон играл роль правителя. Самомнение патриарха росло вместе с успехами внешней политики. Однако царь стал тяготиться с чрезмерной опекой Никона который стремился активно, с помощью прямых угроз участвовать в решении государственных вопросов.

Окончательный разрыв между Никоном и царем произошел в 1658 году, когда Никон рассорившись с царем, демонстративно оставил Москву и отправился в Новоиерусалимский монастырь. Он предполагал, что Алексей Михайлович будет умолять его вернуться назад, однако этого не произошло. Никону приказали оставаться в монастыре и сложить с себя сан патриарха, но он этого не сделал.




Похожие:

«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи iconПолитическое развитие страны, власть и церковь, церковный раскол. Вопрос №1

«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи iconТворческая работа на тему: Религия. Православие. Выполнили: Сазанова Марина Цибикова Алина Православие
В 1054 г произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь. Восточная церковь в свою очередь, раздробилась...
«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи iconУрок 30: власть церкви
Хотя часть власти отдается верующим в целом (1 Коринфянам 5: 7,13; 6: 2-4; 12: 28), особая доля власти дается служителям церкви,...
«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи iconЗаконодательная власть РФ
Законодательная власть это делегированная народом своим представителям гос власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных...
«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи iconК дню основания с. Косулино
Малобрусянский при­ход с церковью в Малых Брусянах, и лишь в 1877 г, косулинцы построили свою церковь, стали селом и Косулинским...
«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи iconПоложение о проведении сюжетно-ролевой игры «Карьера +» Цели и задачи
Цели и задачи: профессиональное самоопределение старшеклассников, формирование коммуникативных и нравственных компетенций, стимулирование...
«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи icon«Политика и власть» 9 класс
Как вы объясните: «Всякая власть исходит от народа. И никогда к нему уже не возвращается»
«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи iconОсень золотая (Внеклассное мероприятие в 1 классе) Цели и задачи
Цели и задачи: воспитывать любовь к России и своей малой Родине, чувство красоты природы осенью; вспомнить названия деревьев, повторить...
«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи iconПланета друзей (Ролевая игра) Цели и задачи
Цели и задачи: определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще; развивать коммуникативные...
«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи iconДокументи
1. /педсовет Цели и задачи школьного мониторинга/Анкета для учителей.doc
2.
«Власть и церковь. Церковный раскол» Цели и задачи iconТема: «Фразеологизмы. Крылатые слова» 2 урока Цели и задачи
Цели и задачи: Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы